Управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 2 г. Воложина
Бибик Евгения Анатольевна, учитель английского языка первой квалификационной категории
Цель. Развитие коммуникативных умений восприятия и понимания иноязычной речи на слух.
Задачи:
организовать деятельность учащихся, направленную на обучение восприятию и пониманию иноязычной речи на слух;
совершенствовать навыки монологической речи, развивать слуховую память, воображение, логическое мышление;
развивать умения употребления структур The Past Simple / Continuous Tenses;
формировать навыки говорения по теме «Мифы и легенды», общую культуру учащихся, культуру взаимодействия.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: раздаточный материал, использование изобразительной наглядности, использование технических средств обучения (видеозапись- https://www.youtube.com/watch?v=3zdTjVrbjKI)
Технология: коммуникативная.
Ход урока
Цель этапа: создание условий для психологической готовности класса, прогнозирование конечного результата урока.
Педагогическая задача: подготовить учащихся к осознанному усвоению учебного материала и осмыслению целей, создать ситуацию успеха и условия для активного взаимодействия, опираясь на субъективный опыт учащихся. (Погружаются в языковую атмосферу и психологически настраиваются на урок. Знакомятся с темой урока. Отвечают на вопросы. Активизация изучаемых лексических единиц).
Good morning, dear children. I’m glad to see you. You see there are a lot of wonders, magicians and unusual things in the world.
Do you believe in unusual creatures?
Do you believe in yetis?
Do you believe in ghosts?
Do you believe in terrible monsters?
Do you believe in wizards?
Do you believe in witches?
Do you believe in UFOs?
Do you believe in magicians?
Do you believe in aliens?
Today the topic of our lesson is «The Magic Touch». What is the magic touch? (Отвечают на вопрос учителя, высказывая своё мнение)
Today we are going to develop your listening skills, we`ll learn about King Migas, we will study Past Simple and Past Continuous in contrast, we will speak about King Midas and his golden touch.
Цель этапа: актуализация лексических и грамматических единиц
Задача этапа: ознакомить учащихся с новыми лексическими единицами, правилом образования и употребления The Past Simple/Continuous Tenses, создать условия для активной познавательной деятельности, подготовить учащихся к просмотру мультипликационного фильма.
2.1 Изложение нового лексического материала
1.The rings and other things are made from this metal. (gold)
I`d like to have a spell to ruin buildings easily.
I`d like to have a spell to touch people and make them healthy.
I`d like to have a spell to disappear at any time.
I`d like to have a spell to turn things into gold.
I`d like to have a spell to make people`s magic wishes.
I`d like to have a spell to make people amazingly rich.
I`d like to have a spell to make water pure.
I`d like to have a spell to make all the people satisfied.
I`d like to have a spell to have a body as hard as a rock.
I`d like to have a spell to turn bad people into statues.
2.2Повторение грамматического материала
What tense is it? Is it the Past Simple or the Past Continuous? Prove it.
King Midas liked gold.
He had a daughter.
She turned into a golden statue.
She was wearing a golden dress and a golden crown.
2.3. Закрепление лексического и грамматического материала
Well done!
While we (talk), my friend Sasha (disappear).
When I(climb) the hill, I (see) yeti.
When I (watch) TV, the magician (appear).
When UFO (hang) in the yard, my sister (break) mother`s favourite vase.
When I (make) a sandwich, I (cut) my finger.
When I (clean) the room, I (find) a gold.
When I (eat) ice-cream, I (turn) into a golden statue.
When I (draw), my mum (turn) the TV off
When we (swim) in the sea, I (see) a shark.
When I (sweep) the floor, my friend (shout) «Fire».
When I (sleep), I (wake) up because a strange noise outside.
Well done.
III. Операционно-деятельностный
Цель: развитие умений восприятия и понимания речи на слух
Педагогическая задача: содействовать совершенствованию умений говорения, создать условия для развития умений планировать своё коммуникативное поведение.
3.1 Преддемонстрационный этап
I have a surprise for you now.
Hard work is its own reward.
Be careful what you wish for.
Speak to others as you wish to be spoken to.
It's easy to get to the stars.
Giving others your happiness is great happiness.
It's difficult to see problems in a positive way.
We are going to watch a legend “King Midas and his golden touch”.
Предлагается посмотреть легенду и назвать имена героев, затем оценить основную идею из предложенных на доске пословиц.
Moving activity
Let's play the game 'Clap, jump or dance'. If I say sentence in Past Simple clap your hands. If I say sentence in Past Continuous-jump. If I say sentence in Past Simple + Past Continuous-dance.
2.She was wearing a golden dress and a golden crown. (jump)
3.The gods punished him because he liked gold so much. (clap)
2-ая демонстрация (Приложение 2)
Watch and listen the legend again and pay attention to the details. Now our magic box has some tasks for you.
Предлагается посмотреть видео повторно по сценам и выполнить задания. После каждой сцены даётся время на выполнение каждого задания, затем проверяется фронтально. (Смотрят видео, выполняют задания на карточках).
3.3 Послетекстовый (Приложение 3) (Учащиеся делятся на группы, выполняют задания и представляют свои результаты).
Now I am going to turn you into magic storyteller and you are going to retell our magic legend. Complete the sentences and tell the story.
Цель: создание значимости учебной деятельности и ситуации успеха
Педагогическая задача: способствовать развитию рефлексивных навыков, содействовать пониманию содержания и способов выполнения домашнего задания
Are you satisfied with your work? Was you active at the lesson?...... Answer the questions.
Today you have worked hard. So, your marks are …The lesson is over. Have a nice day!
Приложение 1
Сцена 1
Сцена 2
Сцена 3
Сцена 4
Сцена 5
Концовка
Приложение 2
Scene 1
Fill in the gaps with the words:
picked made come on count take get back
Scene 2
Put the phrase in the correct order:
1. The magician: 2. King Midas: 3. The magician: 4. King Midas: |
- What? What did you say? - You're not satisfied with the gold you have? - Do you? Then listen close to me. At morning's first light, you will get your wish, King Midas. Everything you touch will turn to gold. - I wish everything I touch would turn to gold... |
Scene 3
Can it be? The golden_______!Choose the correct variant and complete King Midas's words:
Scene 4
Match the beginning and the ending of the phrases to make the dialogue complete:
King Midas: Breakfast, please! Perhaps a ...We should be celebrating our good bite of juicy peach... fortune! But it appears I can't eat…
Marigold: Oh, father, it's terrible!.. ... father
King Midas: But Marigold, we are rich!... ...all the roses in the world!
Marigold: I want my flowers . . . ... My garden is ruined! Look!
King Midas: Marigold, we can buy... ... My beautiful daughter! What have I done! Marigold: I want my roses back!... ... back!
King Midas: Now, dry your tears and have ... As hard as a rock! How can I eat? some breakfast, Marigold!... How can I drink?
Marigold: Oh, poor... ... They don't look and smell so pretty now! King Midas: Oh no! What have I done!... ... Richer than anyone!
Scene 5
Put the words in the correct order to make the sentences complete: King Midas: trying / to sleep... / use / No/
is / Marigold! / without / beautiful / Nothing / my /
lost / living for! / thing / I've / worth / the only/
The magician: the last / are / than / You / time / met... / much wiser / we
Приложение 3
Once upon a time there (live) a king Midas.
He (love) gold very much.
He (want) to have more gold, but he (love) his daughter more than gold.
One evening magician (appear) before him and (give) King Midas the golden touch and (disappear).
The next day everything he (touch), (turn into) gold. Midas (be) happy.
King Midas (kiss) his daughter and she (turn into) a golden statue. He (be) unhappy.
The gods (punish) him because he liked gold so much.
свернуть
Грышчык Таццяна Леанідаўна, настаўнік беларускай літаратуры вышэйшай кваліфікацыйнай катэгорыі
Навучальная мэта: пашырэнне і паглыбленне ведаў пра Якуба Коласа як майстра паэтычнага пейзажу праз аналіз пейзажнага верша; развіццё ўмення вызначаць рух пачуцця ў вершы, ролю сродкаў мастацкай выразнасці, працаваць з партытурай верша і праводзіць яе рэалізацыю; параўнанне блізкіх па тэме твораў розных відаў мастацтва.
Задачы:
садзейнічаць развіццю ўменняў вучняў аналізаваць, параўноўваць, выказваць і аргументаваць асабістую думку;
стварыць умовы для развіцця пазнавальнай актыўнасці, крытычнага мыслення вучняў, увагі, уяўлення;
спрыяць выхаванню патрэбы ў кантактах з прыродай, фарміраванню пераканання, што разуменне прыроды ўзбагачае чалавека духоўна.
Тып урока: урок-даследаванне.
Абсталяванне: прэзентацыя “Я.Колас”, запіс песні “Мой родны кут” І. Лучанка, выстава кніг, малюнкі пра прыроду.
Эпіграф:
Мой родны кут, як ты мне мілы!
Забыць цябе не маю сілы.
Вось як цяпер перада мною
Устае куточак той прыгожа:
Крынічкі вузенькае ложа…
Я. Колас
Ход урока
1.Арганізацыйны момант.
– Добры дзень! Пачнём наш урок з усмешкі: усміхніцеся адзін аднаму, усміхніцеся мне. Сядайце.
2.Паэтычная хвілінка
Настаўнік. Мы пачынаем урок з хвілінкі паэзіі. Яна зусім звычайная, бо дапаможа вызначыць аўтара і жанравую разнавіднасць твора, які мы будзем вывучаць сёння. А што самае галоўнае – дапаможа нам зноў адчуць пачуццё захаплення ад сустрэчы з вялікім паэтам.
3.Пазнавальнае заданне “Пазнай аўтара твора”.
– Верш якога знакамітага паэта быў прачытаны?
Настаўнік. Так, гэта імя – Якуб Колас. 2017 год – юбілейны для ўсёй нашай краіны. Шчаслівай стала беларуская зямля таму, што ў далёкім 1882 годзе нарадзіліся адразу два яе вялікія сыны Я. Купала і Я. Колас. І вось ужо больш стагоддзя людзі захапляюцца чысцінёй, мілагучнасцю і непаўторнасцю паэзіі знакамітых песняроў Беларусі.
4.Пастаноўка вучнямі мэт урока.
Настаўнік. Сёння мы пазнаёмімся з пейзажным вершам Я. Коласа “Ручэй”. Давайце паспрабуем вызначыць, якіх мэт вы хацелі б дасягнуць на ўроку, ведаючы, што будзе вывучацца пейзажны твор. (Вучні акрэсліваюць асноўныя мэты ўрока.)
II.Аперацыйна – пазнавальны этап.
1.Падрыхтоўка вучняў да ўспрымання твора
– Прыгадайце звесткі з біяграфіі пісьменніка: што спрыяла яго назіральнасці, выхоўвала любоў да прыроды (дэманструюцца слайды з прыродай тых мясцін, дзе прайшлі дзіцячыя гады Я. Коласа).
Абагульненне: толькі чалавек, надзелены прыроднай здольнасцю і паэтычным майстэрствам, які сам умее заўважаць прыгажосць, можа перадаць яе ў сваіх творах.
Сёння ў нас ёсць магчымасць яшчэ раз пераканацца ў паэтычным таленце Я. Коласа.
Верш “Ручэй” чытае падрыхтаваны вучань.
3.Ідэйна – вобразны аналіз верша.
4.Праца ў групах.
1)Знайдзіце ў вершы эпітэты. Вызначце іх ролю. (Срэбразвонны ручэй, гучным смехам, спеў несціханы і густы, жэўжык – пястун, бубніць сярдзіта, пяе лагодна.)
2)Знайдзіце і зачытайце ў вершы радкі, у якіх вобразы створаны з дапамогай параўнання.
Як матулька, вярба
Хіліць голаў над ім.
І схіляе трава
Над ім пасмы – брыжы.
3)Знайдзіце ў вершы і вызначце ролю ўвасаблення.
А ён, жэўжык – пястун,
Гучным смехам дрыжыць.
Абагульненне: вобразна – выяўленчыя сродкі дапамагаюць паэту намаляваць прыгожую карціну прыроды і выявіць сваё захапленне ёю.
– Ці кожны з нас можа заўважыць такую прыгажосць у прыродзе? (На жаль, не кожны, а толькі чалавек з трапяткім сэрцам, чуйнай душою.)
– Якая ж ідэя твора? (Ідэя твора – многае ў прыродзе можна ўбачыць, пачуць, адчуць, калі ”зліцца з ёю душою”.)
5.Пазнавальнае заданне.
– Якім бачыць паэт ручаёк? Давайце паспрабуем знайсці яго адметнасці. Але зробім гэта наступным чынам. Я называю рысы, а вы радкамі з тэксту абгрунтоўваеце маю думку.
а) Ён вясёлы і гарэзлівы:
“А ён, жэўжык – пястун,/ Гучным смехам дрыжыць”.
б) Ён пяшчотны і ласкавы:
“Як матулька, вярба / Хіліць голаў над ім”.
в) Ён сумны і журботны:
“І хмурынка не раз / Зазірне ў ручаёк”.
6.Увядзенне вучняў у пэўны пачуццёвы стан.
– Праслухайце песню І. Лучанка “Мой родны кут”
– Ці спадабалася вам песня? Якія пачуцці яна абудзіла ў вас?
– Параўнайце сваё ўражанне ад гэтых двух твораў – верша і песні. (Верш і песня прасякнуты глыбокім пачуццём бязмежнай любові да сваёй зямлі, да роднай прыроды).
– Калі б вы валодалі здольнасцю перадаць напісанае Якубам Коласам у карціне, што б вы намалявалі? Якія фарбы пераважалі б на вашым палатне? (Ручэй, схіленую над вадой вярбу, салавейку, кусты, зоркі адбіваюцца ў вадзе, хмурынку. Пераважалі б зялёныя, сінія, блакітныя, жоўтыя фарбы.)
Фізкультхвілінка.
Настаўнік.
А зараз, дзеці, хутка ўсталі
І сонцу рукі паказалі.
Потым пацягнуліся і яму ўсміхнуліся.
Промні заіскрыліся – рукі апусціліся.
Павярнуліся налева, павярнуліся направа.
А цяпер мы сядзем дружна
І сваю прадоўжым справу.
Настаўнік. Партытура чытання верша часткова распрацавана. Вы бачыце, што на дошцы ўжо зроблены лагічны аналіз першага чатырохрадкоўя; расстаўлены лагічныя паўзы, вызначаны лагічныя націскі і мадуляцыя голасу ў націскных словах. У працэсе ўрока мы вызначылі тэму і ідэю верша. Аднак праца патрабуе завяршэння. Вызначце, калі ласка, задачу інтанацыйнага дзеяння, акрэсліце інтанацыю, сілу голаса, тэмп. (Задача – данесці да слухачоў думку, што прырода багатая і разнастайная. Інтанацыя – сцішанага захаплення, сіла голасу – звычайная, тэмп – запаволены.)
Справіўшыся з заданнем, вучні чытаюць у парах адзін аднаму верш, а затым настаўнік выклікае і праслухоўвае 2-х – 3-х вучняў.
– Што, на вашу думку, дазволіла выкарыстаць у якасці эпіграфа словы Я. Коласа з паэмы “Новая зямля”? (Я.Колас апісаў мясціны свайго дзяцінства, родны кут.)
– Дома вы прачыталі твор Т. Хадкевіча “Крынічка”. Якім было ўспрыманне твора? Якія карціны вы ўяўлялі, калі чыталі твор?
– На якой падставе можна параўнаць гэтыя творы? (Аўтары апісваюць падобныя прыродныя з’явы. Але адзін з гэтых твораў вершаваны, другі – напісаны прозай.)
– Знайдзіце і зачытайце аўтарскае апісанне крынічкі. (І там, унізе, ля купкі раскідзістага вербалозу, булькала крынічка…)
– Чым адрозніваецца апісанне крынічкі ад створанага Я.Коласам вобраза ручая па мове? (Колькасць складоў у кожным вершаваным радку, наяўнасцю рыфмы.)
– Ці толькі аўтарскае апісанне крынічкі прапанавана ва ўрыўку? Знайдзіце і зачытайце апісанне крынічкі, якое аўтар укладвае ў вусны Петруся. (П’еш крыштальнай чысціні ваду і бачыш, як глыбока на дне варушыцца жвір і каменьчыкі, нібы нехта нябачны гуляе з імі, і чуеш, як пляскоча крынічка, быццам яна размаўляе з табой…)
– Адшукайце ўспаміны і разважанні Нічыпара, якія дапамагаюць убачыць крынічку і раскрыць яе лекавыя ўласцівасці. (Яна амаль не змянілася за доўгія гады яго жыцця…)
– Якую ролю ў стварэнні вобраза крынічкі адыгрываюць успаміны і разважанні Петруся і Нічыпара? (У празаічных творах вобразы ствараюцца з дапамогай падрабязных апісанняў.)
– Адзначце ў апісанні крынічкі выкарыстаныя аўтарам дзеясловы і назоўнікі, якія перадаюць рух вады, і запішыце іх на дошцы. (Бурліць, плюскоча, пераліваецца, сцякае, булькоча, варушыцца, пракладае; назоўнікі гоман і булькат.)
– Назавіце прыметнікі-азначэнні, якія характарызуюць стан і якасць вады, і запішыце іх на дошцы. (Сцюдзёная, смачная, празрыстая, крыштальная, гаманлівая.)
– Знайдзіце ў аўтарскім апісанні крынічкі вобраз, створаны з дапамогай параўнання. (Выраз /крынічка/ здавалася люстэркам. Параўнанне выражана творным склонам назоўніка.)
І глядзяцца кусты
Пышным верхам сваім.
– Ці аднолькавую ролю ў стварэнні вобразаў у паэтычным і празаічным творы выконваюць вобразна-выяўленчыя сродкі?(У вершаваным творы Я.Коласа “Ручэй” багата розных паэтычных прыёмаў-параўнанняў, эпітэтаў, метафар і г.д. Гэта яны робяць на чытача такое моцнае ўражанне. Галоўнае ў празаічным творы – дакладнае апісанне з’явы ці прадмета. Такім чынам, можна зрабіць вывад, што адна і тая ж з’ява ў паэтычным і празаічным творы раскрываецца па-рознаму.)
III.Кантрольна – рэфлексійны этап.
IV.Этап вызначэння і фармулёўкі дамашняга задання.
1.Вывучыць верш “Ручэй” на памяць.
2.Намаляваць ілюстрацыі да верша Я. Коласа або да твора Т. Хадкевіча.
свернуть
Стельмах Валентина Антоновна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Цель урока: ознакомление учащихся с правописанием корней–гор-\\ -гар-, -зор- \\-зар ,–клон-\\ -клан-.
Задачи:
формировать представление об условиях выбора гласных о - а в корнях с чередованием (-гор-\\-гар-,-зор\\-зар-,-клон\\-клан-);
вырабатывать умение работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы;
развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже давно путешествуем по стране Орфография. Сегодня заглянем в город Чередование. С каким настроением отправимся туда? Давайте улыбнёмся друг другу - и в добрый путь! Запишем дату, классная работа, потому что отправляться будем именно отсюда - из класса, а также название города Чередование…
– А пока проверим, с какими знаниями вы туда отправитесь. Выполним задание “Верные – неверные утверждения”.
Орфография – это раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов, их частей (Верно).
Приставка з- очень часто встречается в русском языке (Неверно, её вообще нет).
В словах БЕ…РАДОСТНЫЙ и БЕ…ПЛАТНЫЙ нужно вставить одинаковую букву (Неверно).
Написание О или Е после шипящих зависит от ударения, от части речи, от морфемы (Верно).
Слово ШЕКОЛАД написано верно? (Неверно).
В слове ПОД…ГРАТЬ нужно вставить букву Ы (Верно).
– Молодцы, ребята! Часть этого раздела вы хорошо усвоили, и мы можем отправляться в город Чередование.
III. Сообщение темы урока. При входе в этот город стоит постамент (возвышение, служащее основанием памятника), на котором есть надпись:
В языке чередованье – настоящее страданье!
Кто знает, что такое чередованье и почему оно - страданье?
(Чередование – последовательное изменение гласных или согласных в определённой морфеме). Лицо – личико, рот – рта
Чередование – это изменение, значит, что-то здесь будет всё время изменяться.
Видим ещё одну надпись
Буква А и буква О
Обижаются давно:
-Нас, ни в чём не виноватых,
Часто путают ребята.
Догадались, что будет меняться?
Вот что будет меняться! Буквы А - О (запишем в тетради Чередование букв А - О..), а чередоваться они будут в корнях - ГОР –\\ГАР - , -КЛОН-\\ КЛАН -, -ЗОР-\\ЗАР-. Запишем в тетради тему урока: чередование букв А - О в корнях …
Надо отметить, что в этом городе чередуются гласные А - О, в другом - есть чередования букв И - Е. И меняются разные корни в этих городах в зависимости от разных условий:
от ударения;
от конечной согласной корня;
от суффикса – а-;
от значения.
Об этом мы будем говорить на следующих уроках.
1) В зависимости от чего меняется написание корней –гор\\ гар-, зор \\зар ,–клон\\ клан?
2) Нужно запомнить, чтобы избавиться от страданий, как правильно писать слова с данными корнями.
3) Буквы А - О просят запомнить, в каких корнях они пишутся.
На столах у вас лежат маршрутные листы (приложение 1). Вы узнаете, какие места посетите во время сегодняшнего путешествия. Можете на каждом остановочном пункте делать пометки.
Дружили с детства корни -гар- и -клан-. Беззаботно играли они, веселились. Как- то вечером они смотрели передачу «Ищу тебя», увидели на доске объявлений свои фотографии. И тут же звучит заявка: «Разыскиваем своих братьев-близнецов -гар- и -клан-. Приходите по адресу: ул. Орфографическая, д.2». Внизу подпись: корни -гор-, клон-.
Корень -гар- быстро достал блокнот и ручку, записал адрес.
-Клан- долго думал, а утром друзья встали пораньше и отправились в гости к братьям -гор-, -клон-. На улице Орфографической они отыскали дом под номером 2. Они удивились тому, что очень похожи и стали думать, что же делать, чтобы их не путали ребята? За чаем братья -гор-\\-гар- , -клон-\\
-клан- решили:
под ударением пишется то, что слышится;
без ударения будет писаться О.
Их решение служит нам всем указанием и теперь.
Вы послушали историю корней -гор- \\-гар-, -клон-\\-клан-, скажите, от чего зависит их написание? (От ударения). В безударном положении что пишем?
Мы что-нибудь узнали о корнях –зор-\\ -зар-? Нет, значит должны идти дальше.
Сворачиваем на улицу Теоретическая, перед нами дом № 50. В этом доме живут авторы ваших учебников, и они эту историю перевели на научный язык, может там мы узнаем о корнях -зор-\\ -зар-. Открываем учебник на стр. 50, читаем правило. Что узнали?
(На доске)
Без ударения пишу -гор-\\-клон-\\- зар-! Под ударением – что слышу!
– Мы оказались в переулке Закрепительном. К слову кланяться можем ли мы подобрать проверочное слово поклон?
В корнях с чередующимися гласными проверочное слово не подбирается, обязательно нужно знать правило! Следуйте алгоритму:
1) выделить корень;
2) поставить ударение;
3) пользуясь правилом, вставить чередующуюся гласную, подчеркнуть эту гласную.
Работа у доски.
Упражнение 116.Слово клониться разобрать по составу.
Выходим прямо к парку Физкультуры и отдыха. Само название говорит о том, что в этом парке нужно отдыхать. (Проводит учащийся.)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Влево, вправо раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
С правописанием каких корней мы сегодня познакомились? (-гор-\\ -гар-,-клон-\\-клан-, -зор-\\-зар-). Мне хотелось бы сюда добавить корень -твор-, -твар-. Его написание тоже зависит от ударения. И в безударном положении будет писаться -твор- (творение).
А что это за правило без исключения?
ИСКЛЮЧЕНИЕ: пригарь, изгарь, выгарки,утварь выгарки («остатки от сгорания») пригарь («привкус дыма, гари в пище») изгарь («что-либо горелое», разг.) утварь (совокупность предметов, кухонная утварь) |
зоревать («бодрствовать на заре») зорянка («перелетная птичка») |
"Клонюсь, горю, творю зарю!" - где-то прочитала эту чудную запоминалку, жаль, автора не знаю. Вы представляете себе вечернее небо, солнце клонится к закату, ярко "горит" и "творит" вечернюю зарю...
Наблюдали ли вы когда-нибудь зарю?
Творческое задание
Нарисуйте (устно) небо на заре. Чем оно у вас будет отличаться от обычного дневного неба?
Что напоминают вам вспыхивающие на небе зарницы?
Жаждою света горя,
Выйти стыдится заря;
Холодно, ясно, бело,
Дрогнуло птицы крыло.
Солнца ещё не видать,
А на душе благодать. (Афанасий Афанасьевич Фет)
Что предвещают зарницы?
Зарница – это природное явление, наблюдение за которым не вызывает страха, ведь грозная стихия находится слишком далеко от своего зрителя.
Зарницей называют яркие и быстрые вспышки света на горизонте, свидетельствующие о приближающейся грозе. В народе их именуют хлебозарами, поскольку их появление приходится на тот период лета, когда хлеб на полях уже вызрел.
На Руси зарница – явление природы, связанное с немалым количеством примет:
Недобрым знаком считалось увидеть зарницу во время засухи. Такая примета свидетельствовала о том, что грядёт ещё большая засуха.
Частые зарницы без засухи в первые месяцы лета предвещают обильный урожай.
VII. Закрепление на практическом уровне.
– Итак, ребята, загляните в маршрутный лист, куда отправляемся дальше?
На площади Практической возле дома № 51 квартиры 119 (открываем учебник на странице 51 упражнение 119) столпились словосочетания, они не знают, кто с кем может жить в одной комнате. Корни с буквой О – в одной, корни с А – в другой. (Записываем в 2 столбика. Ученики выходят по одному к доске. Попутно вспоминаем изученный материал).
Для того чтобы быть уверенными, что вы умеете находить слова с нашей орфограммой, поиграем в игру «Найдите «третье лишнее»».
Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы - буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Нужно правильно выделять корень, знать значение слова, выучить корни с чередующейся гласной).
– Какое основное значение имеет корень -ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).
Значение корня -КЛОН-
Таким образом, однокоренные ли слова: гора, гореть, горе? Как называются такие слова? (с омонимичными корнями)
Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка.
Мы вышли на улицу Строительную. Предлагаю построить предложение со словом костёр, которое написано на странице 52. (Один ученик добавляет 1 слово, следующий прибавляет слово к словосочетанию, например, костёр - пылающий костёр – вижу пылающий костёр и т.д. Записать предложение в тетрадь и сделать синтаксический разбор предложения).
Из упражнения 121 выписать слова с нашей орфограммой. (У доски 1 ученик)
Зайдём в кафе «Лови ошибку».
Задание. Исправьте ошибки. Из первого предложения выписать словосочетание глагол + сущ., сделайте его синтаксический разбор.
Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом.
Во втором предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Сиянием) Записать это слово в транскрипции.
Работа с текстом «Джузеппе Верди» (приложение 2)
Итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Композитором созданы 26 опер и один реквием. В опере «Аида» повествуется о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды - дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне. (1813-1901) 87 лет.
Имя итальянского композитора Джузеппе Верди навсегда озарило музыкальный олимп. Именно с оперой, царицей итальянской музыки, он сгорал дотла. Она была вершиной той горы, к которой он стремился всю жизнь. Остальные жанры были пригорками на его пути. На заре творчества к композитору пришла слава. Произведениям Д. Верди, сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство, поклонялись и поклоняются до сих пор ценители музыки.
– Озаглавьте текст.
– Определите тему и идею текста.
Вывод:
- От чего зависит написание чередований гласных ГОР-ГАР, КЛОН-_КЛАН, ТВОР-_ТВАР, ЗОР- ЗАР?
На площади Тестовой выполним тест (приложение 3), который покажет, насколько хорошо вы запомнили всё, о чём узнали во время путешествия.
Проверьте себя. (Ответы за доской)
1вариант 2 вариант
1.в 1. в
2.б 2.г
3.а 3. а
VIII. Домашнее задание. Параграф 15, упражнение 120 (Прокомментировать)
Выставление отметок.
Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы побывали в городе Чередование, узнали о корнях с чередующимися гласными.
Продолжите предложения. Это будут ваши путевые заметки.
Всем спасибо за урок!
Приложение 1
Маршрутный лист
Улица Истори ческая |
Улица Теоретическая |
Переулок Закрепительный |
Парк Физкультуры и спорта |
Площадь Практическая |
Улица Строительная |
Кафе «Лови ошибку»
|
Бульвар Музыкальный
|
Тестовая площадь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Работа с текстом
Имя итальянского композитора Джузеппе Верди навсегда озарило музыкальный олимп. Именно с оперой, царицей итальянской музыки, он сгорал дотла. Она была вершиной той горы, к которой он стремился всю жизнь. Остальные жанры были пригорками на его пути. На заре творчества к композитору пришла слава. Произведениям Д. Верди, сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство, поклоняются до сих пор ценители музыки.
Приложение 3
1 вариант 1. В каком предложении есть слово с орфограммой «Чередующиеся гласные О-А» в корнях –гор\\-гар--зор\\зар-,-клон\\клан-»? а) Ты возг..рдился после победы. б) Дети катались с г..ры. в) Утром солнце разг..ралось медленно. 2.Выберите слово, где следует писать букву А: а) приг…релый б) з…рница (отблеск далёких молний) в) обг…ревший г) з…рька 3. Выберите слово, где следует писать букву О: а) укл..няться б) кл..няться в) уг…р г) з…ря |
2 вариант 1.В каком предложении есть слово с орфограммой «Чередующиеся гласные О-А» в корнях –гор\\-гар-, -зор\\зар-,-клон\\клан-»? а) Сидит добрый молодец, приг…рюнился. б) Кл..нированием занимаются ученые всего мира. в) На з..ре трава омыта росой. 2.Выберите слово, где следует писать букву А: а) прекл..няться ; б) з…рька. в) заг..релось; г) з…ря; 3. Выберите слово, где следует писать букву О: а) подг..ревшее; б) уг..рный (газ); в) раскл..няться; г) оз..рение(яркое освещение или прояснение).
|
свернуть
Згирская Ирина Викторовна, учитель биологии I квалификационной категории
Цель: обеспечение усвоения знаний о внутреннем строении птиц, роли каждой системы органов в процессе жизнедеятельности
Задачи:
раскрыть особенности строения связанные с полетом;
развивать логику мышления, умения делать выводы, сравнивать, закреплять умения составлять логико-смысловую модель;
воспитывать коллективизм и взаимопомощь, бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
Планируется, что к концу урока учащиеся будут знать:
системы внутренних органов птиц;
строение систем внутренних органов (пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной);
особенности этих систем внутренних органов связанные с полетом.
Будут уметь:
объяснять функции и принцип работы систем внутренних органов (пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной);
находить особенности строения систем внутренних органов связанные с полетом.
Ход урока
І.Ориентировочно-мотивационный этап.
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех на уроке в хорошем настроении. Давайте попробуем сохранить его таким до конца урока. А помогут нам в этом желание учиться и наши приятные улыбки.
Для того, чтобы продвинуться на ступеньку выше в знаниях необходимо повторить изученный ранее материал.
Работа в группах: 1.Установить соответствие между костями и конечностями, в состав которых они входят. (Слайд 3).
Кости |
Конечности |
а) бедро; б) плечо; в) цевка; г) предплечье; д) голень; е) пальцы стопы; ж) кисть; з) локтевая; и) лучевая |
1.Свободная передняя конечность 2.Свободная задняя конечность |
2.Установить соответствие между костями и отделами поясов конечностей, в состав которых они входят
Кости |
Пояса конечностей |
а) лопатка; б) тазовые кости; в) коракоид; г) крестец; д) ключица |
1.Пояс задних конечностей 2.Пояс передних конечностей |
3.Выполнить тест.
Ответ: 1. 1)а, в, д, е; 2)б, г, ж, з, и. 2. 1)б, г; 2) а, в, д. (Слайд 4).
3.Прочесть буквы ответов сзади наперед (птицы).
Индивидуальная работа. Найдите ошибки в тексте и прочтите исправленный вариант: (Слайд 5)
- Пояс передних конечностей образован: грудиной, двумя ключицами, двумя коракоидами.
- Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков.
- Передняя конечность состоит из плечевой кости, одной кости предплечья, костей кисти.
- Цевка у птиц – результат приспособления к увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.
- Грудной киль служит для рассекания воздуха во время полета птиц.
Фронтальная беседа. Перечислите приспособления у птиц во внешнем строении и опорно-двигательном аппарате, связанные с полетом. (1.Обтекаемая форма тела. 2. Наличие перьевого покрова. 3. Облегченный скелет, появление воздухоносных костей. 4. Появление мощного плечевого пояса. 5. Появление киля. 6. Срастание грудных позвонков в грудную кость. 7. Видоизменение передних конечностей в крыло.)
ІІ.Актуализация знаний
Таким образом, мы повторили особенности внешнего строения птиц и особенности опорно-двигательного аппарата и определили особенности в их строении, которые явились приспособлением к полету. А как вы думаете, достаточно ли изменений во внешнем строении и опроно-двигательном аппарате для появления способности к полету. (Ответы учащихся)
Действительно, появление полета отразилось не только на внешнем строении птиц, но и на внутреннем. С особенностями внутреннего строения птиц мы сегодня и познакомимся. И так, тема урока «Строение систем внутренних органов птиц». (Слайд 6). Записываем тему урока в тетради. Давайте определим с вами цели урока (Ответы детей).
Да, совершенно верно. Ребята, у вас на столах лежат памятки, о том, что вы должны будете к концу урока знать и уметь, т.е это наши цели урока, которые вы только что сами определили.
Изучать тему мы будем составляя ее логически-смысловую модель.
Какие системы внутренних органов хордовых животных вам известны? (Ответы детей).Молодцы. Заполняем ключевые слова К0. (Слайд 7).
Распределите самостоятельно остальные координаты. Проверьте. (Слайд 8).
ІІІ. Операционно-познавательный этап.
1.Пищеварительная система. Прочтите текст в учебнике на странице 154 «Органы пищеварения». Определите ключевые слова координаты К1. (Слайд 9).
А теперь вам такое задание: сравните строение пищеварительной системы птиц со строением таковой у пресмыкающихся (Слайд 10). (Зоб, два отдела желудка, короткий задний отдел кишечника, быстрое выведение из органов пищеварения непереваренных остатков пищи). (Слайд 11).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3.Выделительная система (Слайд 14). На К3 нанесены ключевые слова. Определите отличие в строении выделительной системы птиц от строения выделительной системы пресмыкающихся. Какое очередное приспособление к полету? (Слайд 15).
Придумайте вопросы к ключевым словам К4.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз.
IV.Контрольно-коррекционный этап.
Вернемся к памятке, что должны знать и уметь. Сейчас определим, что знаем и что умеем.
Какие системы внутренних органов птиц вы знаете?
Группы получают задания: написать особенности строения систем внутренних органов на листах и презентовать их классу. (Слайд19,20)
V.Результативно-рефлексивный этап.
Ребята, вы справились с задачами урока? У вас все получилось?
А теперь выясним, кто из вас на какую высоту взлетел вместе с птицами на уроке.
На обороте доски висит плакат с птицами разного уровня полета. Ребята оценивают себя по уровням, прикрепляя стикеры возле той или иной птицы.
5 уровень – орел
4 уровень – ласточка
3 уровень – воробей
2 уровень – глухарь
1 уровень – страус.
Выставление отметок.
Домашнее задание § 41, ответить на вопросы к параграфу.
Приложения
1.Установить соответствие между костями и конечностями, в состав которых они входят
Кости |
Конечности |
а) бедро; б) плечо; в) цевка; г) предплечье; д) голень; е) пальцы стопы; ж) кисть; з)локтевая; и) лучевая |
1.Свободная передняя конечность 2.Свободная задняя конечность |
2.Установить соответствие между костями и отделами поясов конечностей, в состав которых они входят
Кости |
Пояса конечностей |
а) лопатка; б) тазовые кости; в)коракоид; г) крестец; д) ключица |
1.Пояс задних конечностей 2.Пояс передних конечностей |
3.Выполнить тест.
Планируется, что к концу урока вы будете знать:
- системы внутренних органов птиц;
- строение систем внутренних органов (пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной);
- особенности этих систем внутренних органов связанные с полетом.
Будете уметь:
- объяснять функции и принцип работы систем внутренних органов (пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной);
- находить особенности строения систем внутренних органов связанные с полетом.
Планируется, что к концу урока вы будете знать:
- системы внутренних органов птиц;
- строение систем внутренних органов (пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной);
- особенности этих систем внутренних органов связанные с полетом.
Будете уметь:
- объяснять функции и принцип работы систем внутренних органов (пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной);
- находить особенности строения систем внутренних органов связанные с полетом.
Планируется, что к концу урока вы будете знать:
- системы внутренних органов птиц;
- строение систем внутренних органов (пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной);
- особенности этих систем внутренних органов связанные с полетом.
Будете уметь:
- объяснять функции и принцип работы систем внутренних органов (пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной);
- находить особенности строения систем внутренних органов связанные с полетом
свернуть
Ероховец Татьяна Брониславовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Цели урока:
создать условия для формирования умения составлять характеристику героя;
способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи, коммуникативных способностей;
содействовать воспитанию доброжелательного отношения ко всему живому.
Ход урока
Друг к другу повернитесь
И мило улыбнитесь.
Поверьте, что улыбки эти
Согреют всех на белом свете.
И так светло сегодня
В нашем классе
От теплоты сердец, сиянья глаз!
Я думаю, сегодня все удастся,
Да, непременно все
Получится у нас.
1)Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Мы растем».
– Встаньте около парт, ноги вместе, руки вверх. На счет « раз» глубоко вдохните, потянитесь вверх и встаньте на носочки; на счет «два»- на выдохе медленно опустите руки и произнесите –у-х-х.(5 раз)
2) Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Играем со звуком»
– Сделайте глубокий вдох, а на выдохе издавайте звуки, усиливая их звучание.
Шум ветра: «В-в-в-в…»
Жужжание жука: «Ж-ж-ж-ж…»
Писк летающего комара « З-з-з-з…»
Рычание собаки: «Р-р-р-р…»
Шипение гуся «Ш-ш-ш-ш…»
3)Речевая разминка
Упражнение «Слоговой аукцион»
– К данному слогу прибавьте другой, что бы получилось слово.
Маль…(чик), ружь..(е), сун…(дук), гу…(си), пе…(тух), ко…(тик),Мар…(тин).
III. Проверка домашнего задания
– В каком произведении встречаются эти слова?
– К этой сказке дома вы должны были нарисовать рисунки.
– Прошу выйти к доске, кто справился с этим заданием.
– Ребята, помогите расположить рисунки в правильной последовательности.
– У нас получился диафильм.
– Кто начнет его озвучивать. Возобновим события. Кто готов пересказать?
– Сегодня мы продолжим работу над книгой «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
– Цель нашего урока: более подробно рассмотреть сказочного героя, проследить его поведения до путешествие и после.
(Стук в двери)
– Кто же это к нам стучится?
Нильс.
А вот и я. Привет, ребята. Вы меня, надеюсь, узнали. Я - тот самый малыш-коротыш, без которого не было бы никаких приключений. Это я летал верхом на гусе и увидел свою страну с высоты птичьего полета. Как только я узнал, что вы собираетесь путешествовать по моим родным местам, то не смог усидеть дома. Я давно мечтал встретиться со своими старыми друзьями. Неужели вы собираетесь пуститься в путешествие без меня? Кто как не я сможет рассказать вам все. Итак, вперед! Приключения продолжаются.
На мои вопросы смогут ответить только внимательные читатели книг.
– Я надеюсь, вы все взяли в библиотеке книгу обо мне?
– А кто смотрел мультфильм с моим участием?
– Вы легко справитесь с вопросами викторины.
– Молодцы, ребята. У нас определился лучший знаток книги, и он получает приз. А я не прощаюсь, мы встретимся еще на страницах этой замечательной книги.
– Спасибо Нильс тебе за викторину, ну а мы продолжаем работать.
1) Работа с книгой
– Ребята, что можно сказать про Нильса? Каким был герой?
– Найдите в тексте и зачитайте, как вел Нильс себя на уроках?
– Как относился к животным?
– Как Нильс поймал гнома?
– Какие изменения были в поведении Нильса во время путешествия?
– Найдем в тексте и зачитаем, как Нильс спас медведей. Глава11
– Откройте главу 5 и найдите в тексте отрывок о том, как Нильс спасает замок.
– Так что же мы можем сказать о поведении Нильса? Он изменился в лучшую сторону.
Физкультминутка
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
2) Игра «Собери пару»
3)Минутка творчества
– А сейчас минутка творчества.
«Театралы» - прочитать по ролям, используя мимику, жесты, нужную интонацию отрывок от слов «Вот как было дело» до предложения «по календарю был еще март».
«Литераторы» - разгадать кроссворд.
«Юные писатели» - придумать продолжение сказки.
4) Составление характеристики Нильса
– Работать будем в паре. Заполнять таблицу. Первый столбик качества, которыми обладал Нильс до путешествия, второй столбик – после путешествия.
Был – стал: Рассеянный – внимательный. Хулиган – справедливый. Нетерпеливый – выносливый. Одинокий – приобрел много друзей. Лгун – правдивый. Ленивый – трудолюбивый. Забияка – защитник, друг. Безжалостный – человечный. Эгоистичный – щедрый. Трусливый – отважный. Обидчик, бессердечный – защитник слабых, смелый. Противный, самолюбивый – приносит счастье другим.
– Ребята, выскажите свое отношение к главному герою. (Мнение детей)
5)Составление синквейна.
6) Осмысление идеи рассказа.
– Вернемся к названию сказочной повести. Помните, мы говорили, что в названии очень часто содержится идея произведения?
– Почему именно с дикими гусями суждено было отправиться в путешествие Нильсу? (Сам был дикарь).
– Почему автор говорит: “ Чудесное путешествие” ? Ведь на самом деле это был опасный для жизни путь, в котором и погибнуть можно. (Путешествие – это жизненный путь. Все мы путешествуем по жизни. Произошло настоящее чудо в жизни Нильса. Он учился у природы ее простоте и мудрости, сумел “прижиться” в непривычной обстановке, выжить в трудных ситуациях. Стал настоящим человеком: заботливым, чутким, сильным).
– Почему именно Нильсу выпало такое трудное испытание? (Он был двоечником и не мог прочитать книги, чтобы научиться на ошибках других людей).
– Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям? (Каждый человек – человек, а главный путь изменения жизни в самосовершенствовании.)
– Ребята, вы даже не заметили, как к нам в класс проник гном. А не тот ли это гном, который заколдовал Нильса.
Гном: Как здорово, что я к вам успел. Ребята, мне бы хотелось задать вам один только вопрос.
– Для чего я Нильса превратил в маленького?
– Я хотел, чтобы люди задумались над тем, что такое настоящая доброта и настоящая любовь, берегли природу, учились на опыте других людей, чтобы самим не оказаться путешественниками в пустынном мире. Надо любить все живое на Земле, идти к нему с добром, тогда тебе отплатят тем же.
Помните, если вы будете вести себя так, как Нильс, то в любой момент может появиться кто-то, кто вас проучит, так как я проучил Нильса.
А сейчас я исчезаю, мне нужно к другим детям.
VII. Итог урока
– Что вам больше всего понравилось?
– Чему научила нас сказка?
– Достигнута ли цель нашего урока?
Выставление отметок
VIII. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки, изменив концовку.
– Ребята, мы совершили путешествие по замечательной книге. А сейчас прикрепите свой кораблик к тому острову, название которого соответствует вашему настроению. А я свой кораблик прикреплю к острову радости.
– Знаете почему? Потому что вы меня порадовали своей работой на уроке.
свернуть
Ероховец Татьяна Брониславовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Цель: создание условий для решения составных задач
Задачи:
совершенствовать вычислительные навыки в процессе развития умений решать составные задачи;
создавать условия для развития логического мышления - умений анализировать, сравнивать, обобщать;
закрепить знания изученных таблиц умножения и деления
Ход урока
– Прозвенел звонок на урок. Садитесь. Давайте подарим друг другу хорошее настроение:
На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
– Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Проверяем домашнее задание в паре. Обменяйтесь тетрадями.
III.Устный счет
– Ребята, какая пора года за окном? А завтра? Назовите самый любимый праздник, который люди отмечают зимой?
– А вы знаете, накануне Нового года могут совершаться необыкновенные чудеса, волшебство! И вот сегодня к нам на урок пришла Королева-Математика. И принесла тему сегодняшнего урока.
– Что необычного в наряде королева?
– Обратите внимание, она с собой захватила снежинки, в которые спрятала название темы урока.
– Вперед к разгадке.
86-20:4 67+3*4 45:9-4
39-15:5 48+7*4 56:7+67
4дм 40см 34+17<47-9
1м 90см 89-56>34+16
1ч 75 мин 25+42<93-65
Задачи
– Молодцы.
– Королева Математики вами довольна и открывает тему урока.
IV.Сообщение темы урока
– Как вы думаете. Чему мы сегодня будем учиться?
– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир математики, узнаем много нового, будем решать задачи, примеры, уравнения, но будем помнить о том, что нам собой необходимо взять внимание, терпение, старание.
– Королева, очень серьезная и требовательная. Она любит получать только точные ответы на все свои вопросы. И вначале она хочет проверить ваше умение решать задачи.
– А задача находится на снежинке на парте.
– Чтобы суметь решить составные задачи нужно надо проделать мысленное путешествие от условий к вопросу и наоборот.
Физкультминутка для глаз
Решение задачи
Чтение задачи учеником
Самостоятельное чтение задачи
В 6 ящиках 24 кг апельсинов. Сколько килограммов апельсинов в 2 таких же ящиках?
Анализ задачи
– О чем говорится в задаче?
– Что означает число 6, 24.
– Прочитайте вопрос
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос?
– Что необходимо найти?
– Каким действием?
1 способ
24:6=4(кг)-масса одного ящика
4*2=8(кг)- масса двух ящиков
2 способ (способ отношений)
– Масса чего будет меньше: 6 ящиков или 2?
– Во сколько раз? ( во сколько раз 2 ящика меньше 6 ящиков)
– Как это узнать?
6:2=3(раза)-меньше масса двух ящиков
– Какая же масса 2 ящиков?
– Как определить?
24:3=8 (кг) –масса двух ящиков
– Молодцы. Королева очень довольна.
Решение уравнений
А сейчас вы все побудите в роли исследователей.
Обратимся к учебнику
Стр. 92 №5
– Что необходимо сделать?
– К доске пойдет Надя
Решение уравнений
Физкультминутка подвижная
Работа в паре
Королеве Математике понравилась ваша смекалка, находчивость, умение преодолевать трудности и она хочет проверить насколько вы дружны. Поэтому следующее задание вы выполните в паре. Королева Математик предлагает минутку творчества. Стр. 93 №9
Для пошива 8 платьев пошло 24 м ткани. Сколько платьев пошьют из 27 метров ткани?
-Чья пара готова, поднимаем вверх соединенные руки.
Анализ задачи
-Самостоятельная запись в тетради
24:8=3(м)-на одно платье
27:3=9(пл.)-пошьют из 27 м ткани
Игра «Снежки» (групповая работа)
– На доске снежки , Но снежки с готовыми ответами. Каждой группе даны примеры. Вам необходимо их решить и выбрать только те, ответы которых будут совпадать с числом написанном на снежке.
Итак первая группа ищет примеры с ответом 10, вторая-20, третья-30
– В цель бросаем только нужный снежок. А снежок это пример.
Стр.93 №10. Самостоятельная работа по вариантам.
– Королева математики хотела бы узнать понравилось ли вам сегодняшнее занятие.
– Какую цель ставили в начале урока?
– Достигли ли мы её?
– Чему вы сегодня научились?
– Все ли у вас получилось?
– Что было трудным?
VII. Объяснение домашнего задания
VIII. Рефлексия
Чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал всегда нам дорогу, королева Математики дарит вам звездами, которые лежат у вас на партах. Они разного цвета. Если вам было интересно на уроке, вы довольны своей работой, прикрепите голубую звездочку, если что то не получилось - желтую.
– Я надеюсь королева довольна вашей работай, глядя на эти звезды.
– Пускай они всегда освещают ваш путь к знаниям.
Спасибо за урок!
свернуть
Матус Елена Степановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Цель:
познакомить учащихся с правилом написания безударных окончаний имен существительных;
учить пользоваться правилом проверки написания безударных окончаний на письме;
содействовать развитию критического мышления, орфографической зоркости, умения рассуждать;
воспитывать умение общаться и работать в группах, повышать интерес к чтению и книгам.
Форма проведения: урок-исследование.
Ход урока
– Ребята, давайте поприветствуем и улыбнёмся друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение. И у нас всё получится.
– Девизом урока я выбрала пословицу (3 слайд) «Кто много читает, тот много знает». Согласны ли вы с этими словами?
– Какова роль книги в вашей жизни?
– Я желаю вам, чтобы книга стала вашей спутницей везде и во всём.
1) Фронтальный опрос
– О какой части речи мы с вами говорили на предыдущем уроке?
– Что такое имя существительное?
– Назовите постоянные признаки имен существительных? (род, склонение)
– Непостоянные? (падеж, число)
– Какие имена сущ. относятся к 1-ому склонению? (4 слайд) Ко 2-ому? (слайд) К 3-ему? (слайд)
– Как определить склонение имен существительных в предложении?
2) Индивидуальная работа
– Я буду читать стихотворение и делать паузу после имени существительного, ваша задача – определить его склонение с помощью веера цифр.
…Мой чистый вид всегда приятен:
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ай! Супом ты меня закапал!
Ой! Уронил меня ты на пол!
Мой переплёт не выгибай:
Мне корешок не поломай!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня обложкой оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
– Кто же это обращается с просьбой? (Книга) ( 5 слайд)
III. Словарно-орфографическая работа.
– Но есть ребята, которые не выполняют просьб книг, как, например, герой стихотворения С.Маршака Гришка. И тогда вот что случается.
1) Хоровое чтение (запись на слайде) 6 слайд
Гришке больно и обидно,
А з..дачника не видно.
Что тут делать___ Как тут быть___
Где з..дачник р..здобыть____
Остаётся – с м..ста в реку
Иль б..жать в … (библиотеку)
2) Работа со словарём.
– Вы часто ходите в школьную библиотеку, поэтому должны знать, как грамотно писать слово «библиотека». Произнесите это слово так, как его нужно писать. Теперь проверьте себя. (7 слайд) (вывешивается карточка со словом «библиотека» и объясняется, что это новое словарное слово).
3) Фронтальный опрос (8 слайд)
– Вставьте пропущенные орфограммы и нужные знаки препинания.
– Какие бывают предложения по цели высказывания?
– Найдите имена существительные, определите их падеж и склонение.
1) Минутка чистописания
б бб ио
библиотека
2) Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Развитие речи. (10 слайд)
Объясните лексическое значение слова «библиотека»
Библиотека- 1) учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования; 2) собрание книг, помещение, где они находятся; 3)название серии книг определённой тематики.
(11 слайд) Слово «библиотека» пришло в русский язык из польского языка. А в польский язык оно попало из латинского. Слово образовано от сложения двух слов: «библион», что значит «книга», и «тека», что значит «хранилище, склад».
– Есть ли у вас дома библиотека?
– Подберите однокоренные слова к данному слову (12 слайд) (На доске: библиотечка, библиотечный, библиотекарь)
– Спишите. Поставьте во всех словах ударение, подчеркните безударную гласную.
– Устно составьте предложения с данными словами так, чтобы в первом предложении они были в форме творительного падежа, а во втором – в форме предложного.
3) Объяснительный диктант (13 слайд)
Достоянием Беларуси является Национальная библиотека. Мы гордимся этой библиотекой.
– Какую гласную букву нужно писать в окончании слова «библиотекой» - «о» или «а»? Почему вы так считаете?
– Поставьте ударение в именах существительных, выделите окончания. На какую часть слова падает ударение? Какими являются окончания? (Ответы)
– В каких частях слова может находиться безударная гласная? (в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании).
– Как мы ее проверяем в корне? Как мы ее проверяем в приставке? В суффиксе? А в окончании? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет) Почему? (Мы не знаем правила проверки безударной гласной в окончании существительного. Возникла проблема, которую мы сегодня должны решить.
– На основании сделанной работы предложите, какой будет тема нашего урока.
Тема «Ударные и безударные окончания имен существительных». Какую цель поставим перед собой на уроке (Узнать правило написания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных)
1) Создание проблемной ситуации.
– Появилось ли у вас какое-либо предположение? (Дети высказывают свое предположение)
Давайте предположим, что безударные окончания пишутся так же, как и ударные. Чтобы выявить, правы мы или нет, проведем исследование над существительными всех трёх склонений с ударными и безударными окончаниями.
2) Исследовательская работа (по группам)
Распределимся на три группы в соответствии с количеством склонений.
Внимательно читайте задание и «шаг за шагом» выполняйте работу.
Работа в группе (15 слайд)
Прочитайте «шаги»:
5.Подумайте, как проверить безударную гласную в окончаниях имен существительных.
Каждой группе предлагается лист-пособие со словами.
1 группа – 1 скл. – река, речка, земля, яблоня.
2 группа – 2 скл. – конь, олень, окно, дерево.
3 группа – 3 скл. – любовь, осень, мышь, степь
Отчет работы групп
– К какому выводу вы пришли? (В пределах одного склонения в каждом из падежей безударные окончания такие же, как ударные. Безударные окончания проверяются ударением).
– Какие слова стали бы ключом к решению проблемы для определения безударных окончаний существительных 1 скл., 2 скл., 3 скл. (Для 1 скл. – река, земля, для 2 скл. – окно, конь, для 3 скл. – любовь). Почему? ( В этих словах окончания всегда ударные) (слайд 16)
Возвращение к проблеме (убрать «?»)
3) Работа по учебнику
Работа с правилом, с.101.
Учащиеся сравнивают свои выводы с правилом в учебнике, убеждаются в правильности своих суждений.
Физкультминутка (слайд 17)
Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – хлопаете в ладоши, если с безударным – приседаете.
У сестры, на дворе, до рощи, в лагере, до реки, из шерсти, в небе, у куста, в море, весной, о лете, за книгой, на опушке, за столом, за партой.
4) Работа в группах
Вернемся к предложению: «Мы гордимся этой библиотекой». Попробуйте в группах доказать, что в окончании этого слова нужно писать именно гласную «о». Для доказательства составьте пошаговый алгоритм. (слайд 18)
Отчет групп
1.Определяю, к какому склонению относится слово.
VII. Закрепление изученного
подошёл к пристан…
сидел на берёз...
салат из морков…
вышел из чащ…
приехал к бабушк...
2) Дифференцированная работа (самостоятельно)
Долголетие книг.. зависит от степен.. талант.. её создател.. .
Потом (закладка) голубою
Листы до завтра заложил,
Взял (друг) бережно (рука)
И в шкаф на (полка) положил.
Мишк..й, с, дрался, Гришка,
кни..к..й, зам..хнулся,
р..зок, г..л..ве, по, - дал
кни..к.., стало, две, вместо.
– Ребята, у каждого из вас на парте лежит конверт. Я вижу, вам не терпится узнать, что в нем. А находится в нем послание от людей, чья профессия связана с книгами. Эти люди помогают вам отыскать нужную книгу среди множества других. Вы догадались, от кого это письмо?
– Достаньте и прочитайте его. (Читают про себя и вслух)
На свете много разных книг. Одни нас учат честност… и смелост…, доброте и милосердию. Другие рассказывают о Родин…, о путешествиях и великих людях. Помни, каждая книга – твой верный друг! К книг… надо относиться бережно. Никогда не загибай страницы книг… при чтении. Люби и береги книги!
|
– Прочтём вместе восклицательные предложения.
– Посмотрите на данный текст и скажите, какое задание вы должны будете выполнить. (Вставить окончания существительных, определить их склонение и падеж.
Проверка.
Завершить урок мне бы хотелось словами известного писателя К.Паустовского
«Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги!»
Я знаю, многие из вас очень любят читать. И мне бы хотелось узнать, какая книжная тема интересует каждого из вас. А поможет в этом данное предложение.
Я очень люблю читать книги о (космос, природа, животные, школа, дружба, война).
– Спишите предложение, выбрав из скобок те существительные, которые называют вашу любимую тему чтения.
– Что вы должны будете сделать с данными словами? (изменить окончания)
– Проверив эту работу, я пойму, как вы поняли тему нашего урока.
3) Проверочная работа «Верите ли вы…»
– А теперь поиграем в игру «верите ли вы…». Если вы будете согласны с моим высказыванием, то поднимаете сигнальную карточку синего цвета, а если нет – красного.
Верите ли вы, что в окончании слова «над лесом» надо писать букву «а»?
Верите ли вы, что в окончании слова «школой» надо писать букву «о»?
Верите ли вы, что в окончании слова «о доме» надо писать букву «е»?
Верите ли вы, что в окончании слова «о лете» надо писать букву «и»?
VIII. Подведение итогов.
– Чему мы сегодня научились на уроке?
– Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных?
– Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударные гласные в окончаниях существительных?
– Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке.
Мне было легче всего…
У меня сегодня получилось (не получилось)
Я столкнулся с проблемой …
Мне понравилось, как работал(а) на уроке…, потому что …
(метод «Четыре угла»)
– С каким настроением вы заканчиваете урок?- сделайте свой выбор, займите место в одном из углов: красный угол – боязнь, синий – тревога, зелёный – спокойствие, желтый – радость.
– Пусть все волнения и тревоги уйдут от вас, а в душе воцарится спокойствие.