Управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 2 г. Воложина
Причиной стресса у детей и подростков могут быть любые факторы, вызывающие у них перегрузку, страх и тревогу. Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили физиологические границы и не вызывали в его организме патологические нарушения.
Для организации бесстрессового обучение необходимо прежде всего исключить такие факторы как:
-интеллектуальная перегрузка детей большим объемом учебной информации;
-длительное выполнение левополушарной деятельности (чтение, письмо, математика, грамматика, логика) у младших школьников, левое полушарие которых еще недостаточно зрелое;
-перегрузка дополнительными занятиями;
-страх допустить ошибку или не справиться с заданием;
-быстрый темп учебной деятельности;
-пренебрежение физиологическими особенностями учащихся (левополушарное обучение у правополушарных детей, особенностей каналов восприятия ,отсутствие движений в процессе усвоения учебной информации у детей кинестетиков, большие учебные нагрузки в учащихся со слабой инертной нервной системой и т.п.).
-недосыпание;
-большое психологическое давление на ребенка со стороны педагогов и родителей;
-трудности в обучении, дополнительные занятия;
-недостаточное пребывание на свежем воздухе и др.
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока (с учетом всех критериев здоровьесбережения и с целью формирования у учащегося мотивации к познанию)
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди — доминирование правого полушария.У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Как же снять эмоциональное напряжение во время проведения уроков?
Снятие эмоционального напряжения
Можно Использовать игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Эти приемы также позволяеют решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего характера.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.
Эмоциональные разрядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Школа – это воздействие на ребенка в процессе обучения и воспитания, и поэтому возникновение стрессовых ситуаций неизбежно. Следовательно, правильнее говорить о технологиях минимизации стрессов. Кроме того, мы живем не в безвоздушном пространстве, и мир за границами территории школы тоже воздействует на нее. Необходимо правильно организовывать деятельность по созданию комфортной и безопасной образовательной среды, где разумно перераспределена учебная нагрузка, широко используются личностно ориентированные методы обучения, научно обосновано сочетание труда и отдыха учащихся и сотрудников.
Упражнения
У каждого человека имеются свои защитные механизмы и свои способы выхода из стрессовой ситуации, способы снятия психологического напряжения.
В основном методы построены на управлением своим дыханием, аутогенной тренировке, напряжение и расслабление группы мышц, использование чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных)
1.Упражнение «Дыхание» Первым делом расслабьтесь. В этом вам поможет простое упражнение «Дыхание» (делайте быстрый вдох и медленный выдох. выдох в два раза длиннее вдоха)
2.Упражнение «Ленивая кошечка»
Также повторите упражнение несколько раз.
Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения
3."Крутиться"
Встаньте, как вам удобно, расслабьте тело и начните поворачивать свой корпус вправо-влево, руки при этом свободно следуют за движением тела туда-сюда – болтаются.
Вот так и стойте себе, крутитесь и думайте о своих проблемах. Время выполнения такое же, как и в предыдущем упражнении.
Освобождение от негатива: упражнение «ХА»
Встаньте, поднимите руки кверху и представьте, что вы держите сосуд (любой, какой представите). И весь негатив с вашего тела перетекает в этот сосуд, можете представить это как вам удобно (в виде жидкости, субстанции, воздуха, песка, и так далее).
Заполняйте сосуд до тех пор, пока в ваших руках не появится тяжесть. Заполненный сосуд представьте герметически закрытым, сделайте резкий наклон вперед и выбросьте его в ядро Земли. При этом надо сделать выдох и громко сказать звук «ХА!», он несет в себе очистительные вибрации. Кричать не обязательно, но звук должен быть произнесен достаточно эффективно.
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость.
свернуть
Пожелания родителям и учителям
Каждый должен найти в жизни свою нишу.
И ребенок – обязательно…
· Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
· Внушайте положительное. Не пугайте ребенка будущими бедами. Лучше говорить о том хорошем, сто ждет его, если вести себя правильно.
· Чаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
· Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 раза в увещевательном, 50 раз в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в своей доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
· Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок Вас боится – он будет лгать.
· Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не обращают внимание на что-то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку, когда он добивается успехов.
· Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
· Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна прервать возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный» Ты это сможешь!
ВНИМАНИЕ!
Очень важно похвалить ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день.
свернуть