Профориентация. Получение профессионального образования в Республике Беларусь

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

ГУО "Воложинский сельскохозяйственный колледж"

развернуть

УО "Молодечненский государственный колледж"

развернуть

УО "Вилейский государственный колледж"

развернуть

УО "Вилейский государственный колледж" приглашает

Уровень ПТО

Очная (дневная) форма получения образования:

на основе общего базового образования (срок обучения 2 года 10 месяцев):

— Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, водитель автомобиля категории «С» дополнительно

— Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электрогазосварщик, водитель автомобиля категории «С»  дополнительно

— Слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля категории «С», электрогазосварщик дополнительно

— Слесарь механосборочных работ, токарь, водитель автомобиля категории «С» дополнительно

— Повар, официант дополнительно

— Швея, парикмахер  дополнительно

Уровень ССО

Очная (дневная) форма получения образования:

на основе общего базового образования (срок обучения 3 года 7 месяцев):

 Техник-электрик (среднее специальное образование)   дополнительно

на основе общего базового образования (срок обучения 3 года 6 месяцев):

 Автомеханик  дополнительно

на основе общего базового образования (срок обучения 3 года 10 месяцев):

 Техник-механик. Мастер производственного обучения (среднее специальное образование )  дополнительно

 

Приемная комиссия


Телефоны: 8(0177) 15 43 88, 8(0177) 15 48 76, 8(0177) 15 60 79
Эл. почта: vgptk@vilgk.by
Наш адрес: 222416, Минская обл., г. Вилейка, ул. Гагарина, 4

 

Приемная комиссия уровня профессионально-технического образования начинает осуществлять прием документов 
с 15 июня по 24 августа 2024 года

Приемная комиссия уровня среднего специального образования начинает осуществлять прием документов 
с 20 июля по 03 августа 2024 года

свернуть

ГУО "Березинский аграрно-технический колледж"

развернуть

Государственное учреждение образования 

«Березинский аграрно-технический колледж»

приём на 2024 год  

На   основе общего  базового   образования с получением общего среднего образования (срок   обучения -  2 года 10 месяцев, форма обучения - очная)    по   следующим специальностям (квалификациям):

Сварочные работы. Эксплуатация, ремонт и обслуживание автомобилей (электрогазосварщик 3 разряда; электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах 4 разряда; водитель автомобиля категории «С»).

Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники. Техническая эксплуатация дорожно-строительных машин и оборудования. Эксплуатация, ремонт и обслуживание автомобилей (слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 3 разряда; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории «C», «D», «Е»; машинист экскаватора 4 разряда; водитель погрузчика 4 разряда; Водитель автомобиля категории «С»).

 

Учащиеся обеспечиваются 3-х разовым бесплатным питанием.

Приём документов осуществляется с 15 июня по 23 августа.

Приёмная комиссия  работает с 9.00 до 18.00 с понедельника по субботу. 

Правила приёма 
Поступающие подают в приемную комиссию следующие документы:
-заявление на имя руководителя учреждения образования по установленной форме;
-оригиналы документа об образовании и приложения к нему;
-медицинскую справку о состоянии здоровья по форме, установленной Министерством здравоохранения;
-документы, подтверждающие право поступающего на льготы при приеме на обучение;
-6 фотографий размером 3*4 см.   
Иностранные граждане и лица без гражданства (их представители) подают в приемную комиссию следующие документы:
-заявление на имя руководителя учреждения образования по установленной форме;
-документ об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним отметок (баллов);
-заключение врачебно-консультационной комиссии, выданное территориальной организацией здравоохранения Республики Беларусь (после прохождения обязательного медицинского обследования по направлению учреждения образования);
-6 фотографии размером 3*4 см;
-медицинское заключение о состоянии здоровья и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданные официальным органом здравоохранения страны, из которой прибыл кандидат на обучение.  
К перечисленным документам изложенным на иностранном языке, одновременно прилагается их перевод на белорусском или русском языке, удостоверено нотариально.
При подаче документов, поступающий предъявляет документ, удостоверяющий личность (для несовершеннолетних, не имеющих такого документа, - свидетельство о рождении). 
 

Иногородним учащимся представляется общежитие. 

Адрес  колледжа:     
222313 Минская обл., Молодечненский район, аг. Березинское, ул.Ленина 1
Проезд из г. Молодечно поездом «Молодечно - Лида» до остановки аг. Березинское, автобусом «Молодечно-Совлово», «Молодечно-Березинское» до остановки аг.Березинское
Телефоны: (8-0176)  590911527603590912525921
Сайт:  http://batpl.by
свернуть

УО "Борисовский государственный колледж"

развернуть

Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»

Если Вы успешный выпускник 9 (10) или 11 классов в 2024 году, мечтаете о профессии педагога и средний балл Вашего документа об общем базовом (общем среднем) образовании 7 баллов и выше, то у Вас имеется возможность поступить в наш колледж на условиях целевой подготовки специалиста со средним специальным образованием по следующим специальностям:
развернуть

Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»

Уважаемый абитуриент!

Если Вы успешный выпускник 9 (10) или 11 классов в 2024 году, мечтаете о профессии педагога и средний балл Вашего документа об общем базовом (общем среднем) образовании 7 баллов и выше, то  у  Вас имеется возможность поступить в наш колледж на условиях целевой подготовки специалиста со средним специальным образованием по следующим  специальностям:

«Дошкольное образование» квалификация воспитатель дошкольного образования (прием на основе 9 (10) и 11 классов);

«Начальное образование» квалификация учитель (прием на основе 9 (10) классов);

«Обучение физической культуре», квалификация учитель (прием на основе 9 (10) классов).

 

Договор о целевой подготовке – это трехсторонний документ: он заключается между государственным учреждением образования, абитуриентом и организацией-заказчиком кадров. Организацией-заказчиком кадров могут быть управления по образованию (управления по образованию, спорту и туризму), конкретная школа или учреждение дошкольного образования.
Прием абитуриентов в учреждения образования для получения образования на условиях целевой подготовки осуществляется по отдельному конкурсу, организуемому среди абитуриентов, представивших договор, что повышает Ваш шанс на получение педагогической профессии по специальности Вашей мечты.
Получив образование на условиях целевой подготовки - Вы обеспечите себя первым рабочим местом в Вашем городе или районе.
Определившись с выбором профессии Вам необходимо обратиться к администрации школы, заведующему учреждения дошкольного образования или в управление по образованию (управление по образованию, спорту и туризму) по месту жительства.

Адрес колледжа: 223710 г. Солигорск,

ул. Ленинского Комсомола, д.49

Педагогическое отделение:

ул. Ленинского Комсомола 41  м

свернуть

ФИЛИАЛ «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

развернуть

Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

ФИЛИАЛ «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

объявляет набор обучающихся на 2024-2025 учебный год

по следующим специальностям:

  • Производство биотехнологической продукции (техник-биотехнолог)
  • Производство хлебобулочных, макаронных, кондитерских изделий и пищеконцентратов (техник-технолог)
  • Производство продукции длительного хранения и напитков (техник-технолог)
  • Производство молочных продуктов (техник-технолог)
  • Эксплуатация зданий и сооружений (специалист по эксплуатации зданий и сооружений)
  • Переработка продовольственного сырья растительного происхождения (техник-технолог)
  • Наладка и техническая эксплуатация оборудования для производства продуктов питания (мехатроник 5 разряда)
  • Наладка и техническое обслуживание низкотемпературной техники (мехатроник 5 разряда)
  • Монтаж и эксплуатация электрооборудования (техник-электрик)
  • Технологическое обеспечение машиностроительного производства (техник)
  • Техническая эксплуатация электронных устройств (техник)

 

МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПРИГЛАШАЕТ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ!

02 марта 2024г.(суббота)

в 10.00

актовый зал 2 учебного корпуса

По адресу г. Молодечно ул. Машерова д.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приёмная директора 8-(0176)77-00-72

Ответственный секретарь  приёмной комиссии - 8-(0176)77-14-93

Сайт колледжа: mgpk.molo      E-mail: 770072@ripo.by

свернуть

УО "Минский государственный областной колледж"

развернуть

Уважаемые ребята, родители!

Предлагаем вам познакомиться с учреждением образования «Минский государственный областной колледж».

Информация о данном учебном заведении размещена по ссылке: 

https://mgkpp.by/

 

свернуть

Куда пойти учиться? (информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования)

развернуть

№ п/п

Название учебного заведения

Категория поступающих

(характер нарушения)

Уровень образования поступающих

Наименование учебной специальности, единичной квалификации

1

УО «Борисовский государственный строительный колледж»

 

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»

2

УО «Вилейский государственный колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 

3

ГУО «Воложинский сельскохозяйственный колледж»

 

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«технология швейного производства: швея»;

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

4

УО «Копыльский государственный колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«технология швейного производства: швея»;

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

5

УО «Смолевичский государственный колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»

 

6

УО «Любанский государственный колледж»

 

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

7

 

ГУО «Червенский строительный колледж»

 

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

«санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования»

8

УО «Слуцкий государственный индустриальный колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур"

 

9

УО «Молодечненский государственный колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»

 

10

УО «Узденский государственный колледж»

лица с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;

«технология швейного производства: швея»

свернуть

Онлайн-методика "ПрофиТест"

развернуть

Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» разработало онлайн-платформу профориентационной поддержки «ПрофиТест», цель которой – сопровождение профессионального самоопределения и оказание помощи молодежи в принятии решений в осознанном выборе профессии.

Комплекс онлайн-методик «ПрофиТест» размещен на сайте УО «Республиканский институт профессионального образования».

https://ripo.by

 

свернуть

Рекомендации по выбору профессии

развернуть

10 рекомендаций для тех,

кто выбирает профессию

     Выбор профессии  – это сложный и ответственный  шаг в жизни, поэтому не стоит предоставлять этот выбор случаю.

     В этом вопросе  необходима тщательная подготовка: обдуманность, учет  своих индивидуальных особенностей, внутренних убеждений, состояния здоровья и реальных возможностей.

     Для этого предлагаем 10 рекомендаций, которые помогут сориентироваться в поиске своего призвания.

      Итак, с чего начать и что необходимо сделать?

  1. Составить описание вашей идеальной профессии. Опишите  в деталях, какой вы её видите. Выделите, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно (условия работы, направление деятельности, размер заработной платы, уровень требуемого  обучения, содержание и характер  работы и т.п.)
  2. Составить список профессий, которые вам нравятся. Среди них наметьте предварительно избираемую  профессию или группу родственных профессий.
  3. Соотнесите список требований с  интересующими вас профессиями. Необходимо учитывать и тот факт, что кроме списка ваших требований к идеальной профессии существуют   и требования самих профессий. Возможно, что в какие-то профессии путь  окажется  закрытым по объективным  причинам,  а справляться с другими  будет намного проще.
  4. Изучить свои способности и личностные качества. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии, необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Изучите свои интересы, склонности,  особенности своего характера, физические возможности. Если при выборе профессии исключить  эту часть, не придав ей  должного внимания, то значительно  увеличивается вероятность выбора профессии неправильно.
  5. Оцените  свое состояние здоровья. Для  некоторых  профессий состояние  здоровья играет  решающую роль. Даже если в требованиях к той  или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести  свои физические  особенности с процессом будущей работы.

 

 

 

  1. Сопоставить свои личные качества и возможности с особенностями тех профессий, которые вас заинтересовали. При выборе профессии  такие  особенности личности, как темперамент, характер играют значительную роль: например, замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с  интенсивным общением с другими людьми  или активными рабочими прочесами. В то время как активные  люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе. Проанализировав все эти особенности, оцените  соответствие требованиям каждой из выбранных профессий.
  2. Изучить рынок труда. Неразумно выбирать профессию, которая не востребована на рынке труда или постепенно теряет свою значимость.  Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет иногда довольно сложно, но общие тенденции предугадать вполне возможно. Вы должны понимать, что рынок труда всегда находится  в движении,  а с развитием технологий постоянно  появляются новые профессии, что приводит к  постепенному отмиранию старых. Даже после получения  образования и успешной  работы необходимо  совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей области.
  3. Проанализировать, какая из профессий подходит вам больше всего. Найдите больше информации об интересующих вас профессиях, посетите ярмарки вакансий. Постарайтесь побывать на их  рабочих местах, ознакомьтесь с характером и условиями  их труда. Подумайте, как, где и когда можно  попробовать свои силы в этом  деле на практическом уровне.
  4. Ознакомиться с учебными заведениями, в которых в которых можно получить выбранную профессию. Посетите  дни открытых дверей,  пообщайтесь с преподавателями данных учебных  заведений и со студентами, которые там обучаются. Задайте им все интересующие вопросы для того,  чтобы получить полную информацию не только о выбранной профессии, но и о процессе ее получения.
  5. Определите основные  практические шаги к получению профессии. Если удалось  твердо определиться  с будущей профессией, то можно смело  начинать искать информацию о том, в каком  учебном заведении вы  будете ее получать, какие экзамены  требуются  для поступления, какие  профессиональные требования  и навыки стоит развивать, как повысить  свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д. Также  очень важно  продумать и «запасные» варианты, если вдруг не получится  поступить в выбранное вами  заведение.
свернуть

"Твое профессиональное образование"

развернуть

В целях популяризации профессионального образования среди учащейся молодежи, информирования о разнообразии профессий и возможностях обучения по различным специальностям, содействия профориентационной работе, УО «Республиканский институт профессионального образования» при содействии проекта ЕС «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» создан  YouTube– канал «Твое профессиональное образование».

На YouTube – канале представлены видео – экскурсии в учреждения профессионального образования и предприятия Беларуси, интервью с экспертами, учащимися и конкурсантами Республиканских и международных соревнований WorldSkills.

Ссылка на YouTube–  канал «Твое профессиональное образование»:

https://www.youtube.com/channel/UCyoI_3c0BbAyLHMXzG8TaTw

 

свернуть

Выбор профессии - путь к успеху.

развернуть

Выбор профессии – это очень важный и ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее благополучие. Поэтому перед тем, как принять решение, нужно определиться, в какой сфере хотелось бы работать. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.

18 ноября 2021 года   в школе прошла встреча учащихся 9-х классов с преподавателем  государственного учреждения образования «Воложинский сельскохозяйственный  профессиональный лицей» Михасенко Анной Викторовной. Учащимся в доступной форме была донесена информация о каждой профессии данного учреждения. Так же был показан видеоматериал о деятельности учреждения.В процессе беседы учащиеся смогли задать  преподавателю интересующие их вопросы.

В этот же день прошла встреча учащихся 11 класса с сотрудниками Управления ДИН МВД Республики Беларусь по г. Минску и Минской области.

свернуть

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования

развернуть

Официальные сайты, содержащие информацию по ПРОФОРИЕНТАЦИИ

развернуть

Министерства образования Республики Беларусь:  edu.gov.by

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Республиканского института профессионального образования: http://www.ripo.unibel.by;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;

Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by.

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by

 

свернуть

Важные условия выбора профессии

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов
развернуть

Важные условия выбора профессии

                 Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, М. Монтень, Гете, Гегель. И она неоценимо важна, поскольку затрагивает интересы как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Она определяет, построит ли человек карьеру, будет ли развиваться общество.

Как же изначально сделать правильный выбор, выбрать оптимально подходящий путь профессионального развития, выбрать профессию, которая не только пользуется популярностью, является востребованной, но и будет интересной, любимой, приносящей заработок?

  Идеальной формулы успешного выбора профессии не существует, но мы постараемся приблизиться к ней ближе.

И первое условие успеха выбора профессии - САМОАНАЛИЗ. Изучайте, тестируйте себя, отвечайте себе на вопросы:  "ЧТО Я ХОЧУ?", "КТО Я В ЭТОМ МИРЕ?", "ЧТО Я МОГУ?".

«ЧТО Я ХОЧУ?" – вопрос осознания собственных профессиональных потребностей. Осознанная потребность –  мотив, указатель, куда нужно двигаться, что нужно искать. Осознать потребность не так легко и зачастую даже профессионалу тяжело навскидку сказать, что именно его привлекло в профессии.

 Профессиональными мотивами могут быть: интерес к какому-либо делу, престижность, популярность, востребованность профессии, хорошие условия труда, зарплата, карьерный рост и т.п.  Очень важно совместить будущую профессию со своими мотивами, если ими пренебречь, в будущем они будет о себе напоминать. Ну а главным мотивом выбора профессии является, конечно,  ИНТЕРЕС. Если Вам нравятся животные, растения, то Вам будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если Вы любите технику - интерес к ней будет поддерживать Вас в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

         "КТО Я В ЭТОМ МИРЕ?", "ЧТО Я МОГУ?" – вопросы изучения своего характера, темперамента, своих способностей и возможностей. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с Вашим личностным, характерологическим типом. Скажем, если Вы общительны – Вам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчивы – не сможете выполнять рутинную работу, требующую концентрации в течение длительного времени.

Каждая профессия предъявляет профессионалу определенный набор профессионально-важных качеств. Например, водителю важно внимание, дизайнеру – образное мышление и т.д. Изучайте свои способности и соотносите их с профессионально-важными качествами профессий. Боритесь, работайте над собой, познавайте себя. Это позволит увидеть Ваше место в мире профессий, слабые стороны Вашей личности, подскажет что нужно развивать и тренировать. Помните, что способности, интересы или черты характера – исключительно гибкие, изменяющиеся качества.

 Помочь лучше узнать себя поможет нехитрое упражнение: посмотрите на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого Вы хорошо знаете. Попытайтесь объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек. Вы поймете, каким Вас видят другие люди.

         В ситуации сомнения выбирайте ту профессию, где Ваши способности будут максимально реализованы, в этой деятельности Вы добьетесь наибольшего успеха.

Второе условие успеха – ВНЕШНЯЯ  АКТИВНОСТЬ. Узнавайте, интересуйтесь, выясняйте, добивайтесь. Вокруг нас существует мир, который ответит на все вопросы. Источниками информации могут быть: родители, учителя, друзья, знакомые, книги, журналы, справочники, Интернет, и наконец, профконсультанты. Чем больше Вы знаете о мире профессий, тем яснее представляете то из чего выбирать.

         Мир профессий колоссально сложен и многогранен и изучая его необходимо представлять законы по которым он живет и развивается, а для этого нужно четко разбираться в его структуре и терминологии. Поэтому нужно поговорить об этом более подробно.

 ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов.

Профессия объединяет в себя группу родственных специальностей (например, профессия «водитель» содержит в себе специальности: "водитель автобуса", "водитель троллейбуса" и т.д.).

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – отдельная отрасль науки техники мастерства или искусства.

 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс приобретения специальных знаний и навыков в какой-либо области.

КВАЛИФИКАЦИЯ – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и навыков; степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенными профессионалу разрядами.

ДОЛЖНОСТЬ – трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определенное положение в штатной структуре предприятия или учреждения.

Для простоты понимания представьте следующую цепочку: проучившись в вузе по СПЕЦИАЛЬНОСТИ "психология" и пройдя СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ "детская и возрастная психология", мы получили КВАЛИФИКАЦИЮ "детский психолог", чтобы пойти работать на предприятие и исполнять ДОЛЖНОСТЬ "детского психолога" по ПРОФЕССИИ "психолог".

Каждая профессия имеет свои признаки, которыми она отличается от других, либо сходна с другими. К ним относятся: объект труда, предмет труда, цели труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда, требования к уровню образования, здоровью, профессионально важным качествам субъекта труда и др.

       Классифицируя профессии по их признакам удобно изучать мир профессий. Например, по востребованности можно выделить – востребованные и не востребованные профессии; по популярности – популярные и не популярные, по заработку – высокооплачиваемые и не высокооплачиваемые, по требованию к образованию – требующие начального профессионального, среднего профессионального, или высшего профессионального образования и т.п.

Сегодня существует множество различных классификаций профессий. Например, по предмету труда выделяются типы профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ; по средствам труда – отделы: ручного труда; машинно-ручного; автоматических и автоматизированных систем; приборов, устройств, функциональных орудий труда; простых речеголосовых проявлений и т.п.; по характеру труда – классы: исполнительские, творческие и руководящие.

 Выбирая профессию, Вы планируете свой профессиональный путь далеко вперед, поэтому важно изучать и историю профессий. Мир очень быстро меняется, с появлением новых потребностей общества, появляются новые технологии, рождающие новые профессии, на смену одних приходят другие. Когда-то ни одно предприятие не могло обойтись без машиниста печатной машинки, почтовых пересылок, телефонная связь обеспечивалась огромным штатом телефонистов, теперь на смену приходят компьютеры, мобильная связь, Интернет. Но также существуют и "вечные" профессии, которые никогда не потеряют своей актуальности (врач, учитель).

Цените время – еще один важный совет. Сейчас Вы решаете вопрос выбора профессии, а завтра уже будет необходимо выбирать вуз, а затем искать работу – жизнь так устроена, нельзя терять ни минуты. Будьте готовы к разумному выбору.

 Напоследок хочется предложить Вам удобную схему движения к профессиональному успеху.

Основные шаги выбора профессии

  1.  Составьте список профессий, которые Вам нравятся, Вам подходят;
  2.  Составьте список своих требований к профессиональному будущему;
  3.  Определите важность каждого требования;
  4.  Оцените соответствие требований профессий с Вашими качествами;
  5. Проанализируйте, какая профессия больше других подходит Вам;
  6. Оцените свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами;
  7. Определите практические шаги к успеху.

Выбор профессии

(советы психолога)

  • Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
  • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет фирма и мерседес!”.
  • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
  • Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
  • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

 

свернуть

Памятка поступающему

Предлагаем вам воспользоваться Азбукой профориентации: 7 шагов к взвешенному решению.
развернуть

Памятка поступающему

 

            Перед вами встает вопрос о выборе профессии. Этот вопрос очень важный, ведь всем хочется в будущем быть востребованными на рынке труда, значимыми, успешными в жизни, получать достойную зарплату. Как не ошибиться? Как сориентироваться в большом мире профессий?

            Предлагаем вам воспользоваться Азбукой профориентации: 7 шагов к взвешенному решению.

  1. Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.На этом этапе осуществления выбора необходимо составить максимально широкий перечень профессий, которые соответствуют нашим интересам. Составляя список, задумайтесь, почему именно эти профессии в него внесены, чем это обосновано. Например, вы выбрали профессию психолога, обосновывая это тем, что данный специалист помогает людям изучать и развивать свои способности. Тогда можно предложить рассмотреть так же профессию тренера в спорте, преподавателя музыки или живописи в специализированных учебных заведениях, которые тоже соответствуют мотиву «помогать людям в развитии их способностей».
  2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательно уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  • желательно содержание, характер и условия работы.

Выбранная профессия может получить совершенно новые оттенки, если протестировать выбор таким критериям, как соответствие выбираемой профессии жизненным ценностям и целям, востребованности специалистов данной профессии на рынке труда. Необходимо детально изучить ситуацию на рынке труда вашего региона. Каждую из выбранных специальностей проверьте с точки зрения требовании рынка труда. Востребованы ли специалисты данной специальности на рынке труда? Есть ли возможности трудоустройства на начальные позиции, каковы возможности продвижения, какой уровень заработной платы на каждой ступени карьерной лестницы. Сколько времени в среднем нужно для естественного карьерного роста? Какие дополнительные знания и навыки необходимо получить и развить для обеспечения профессионального карьерного роста?

  1. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.

Определите значимость каждого требования. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большему счету, можно и не учитывать.

  1. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии к человеку. Проанализируйте, развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессиограммах, стандартных должностных инструкциях.

  1. Подсчитайте и проанализируйте результаты.

Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

  1. Проверьте результаты.

Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, друзьями, учителями, психологом, профконсультантом.

  1. Итак, решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху.

Важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы конкурентоспособность среди других абитуриентов.

  • Не откладывая «на потом», составьте программу развития профессионально важных качеств, ищите возможности для получения практического опыта работы по данной специальности. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше впоследствии его «цена» как специалиста и конкурентоспособность на рынке труда.
  • Соберите информацию обо всех учебных заведениях, где можно получить требуемую профессию. Изучите условия поступления, стоимость обучения. Изучите отзывы о качестве обучения и образования и интересующих вас учебных заведениях, а также отзывы выпускников и работодателей. Особенно важно это для молодого специалиста без опыта работы. Поверьте, серьезный подход к выбору учебного заведения -это краеугольный камень в здании будущего профессионала.

 

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ СПОСОБСТВОВАТЬ УСПЕХУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ, ОБУЧЕНИИ И РАБОТЕ

  • Получи информацию об интересующих профессиях содержании работы, условиях труда, требованиях предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий.
  • Посети рабочие места, побеседуй со специалистами, работающими по интересующей профессии.
  • Узнай, в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выясни возможности трудоустройства.
  • Проанализируй всю собранную информацию, проконсультируйся со специалистом-профконсультантом.
  • «Без борьбы и неудач ничего не дается в мире», - Я. Колас.
  • Выбирая учебное заведение, узнай все об учебных заведениях, где можно получить выбранную специальность.
  • Убедитесь в том, что соответствуешь требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнай условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Готовясь к поступлению, имей в запасе несколько вариантов.
  • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и «Мерседес»!
  • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что ты будешь заниматься тем, что интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если возможно побывай в том месте, где как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии; поговори, с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
  • Попробуй протестироваться у педагога-психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха – это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
  • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложится представлению о том, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях – это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

свернуть
Ещё в этом разделе