Функциональная грамотность

Национальное исследование качества образования (НИКО)

развернуть

Информация для педагогов и всех заинтересованных лиц ❗

Образование в современной Беларуси рассматривается и оценивается в категории качества.
развернуть

Функциональная грамотность

Образование в современной Беларуси рассматривается и оценивается в категории качества. Качество образования рассматривается как степень достижения поставленных образовательных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования (педагога, учащихся, законных представителей) от предоставляемых учреждением услуг. Таким образом, качество образования -- это его результативность. Результатом образовательного процесса выступают компетентности учащихся, формирование которых происходит в процессе обучения, ориентированного на действительное понимание, осмысленное знание и на обеспечение возможности практического использования и применения этого знания.

Глобальные изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования. В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть компонентов: - читaтельская грамотность; - матeматическая грамотность; - естественнонаучная грамотность; - финансовая грамотность; - креативное мышление; - глобальные компетенции и все чаще сегодня звучит еще одна составляющая это компьютерная грамотность.

Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

 

Читательская грамотность

Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.

Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.

Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.

Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Учащимся предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности.
пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.
Способы развития функциональной грамотности учащихся варьируются от предмета к предмету, однако и есть основные правила, которые универсальны для каждого предмета и учителя

Основные правила и их основные особенности:

привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
соответствие возрасту обучающихся;
системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Особенности формирования функциональной грамотности на II и III ступенях общего среднего образования.

На II и III ступенях общего среднего образования предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С учащимися можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания даются на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления на II и III ступенях общего среднего образования анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить выстроить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учащихся — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

Владение фyнкционaльной гpaмотностью сeгодня - этo не просто норма, но и требование времени. Как рaзвить навыки фyнкциональной грaмотности?Главная роль здесь отводится учителю. Есть пять спoсобов стaновления и совершенствования фyнкциональной гpaмотности:

1. Мыcлить кpитично: стaвить под сoмнение факты, обрaщать внимaние на конкpетность цифp, суждений, идeй.

2. Рaзвивать кoммуникативные нaвыки: фoрмулировать глaвную мысль, рaccматривать прoблему, задaчу с учетом рaзных позиций — своей, слушателя, автора. Не бoяться выступать перед пyбликой на семинарах педагогичеcкого сooбщества рaзного yровня, дeлиться свoими идеями и выносить их на обсyждение.

3. Учaствовать в кoнференциях, форyмах, дискуссиях, вебинарах, в конкурсах профессиoнального мастерства.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Кaк можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения.

5. Организовывать свой процесс познания и развития (План саморазвития. План профессионального роста, План работы над темой по самообразованию): ставить перед собой профеccиональные цели и зaдачи, разрабатывать поэтапный план, искaть нестандaртные решeния, анализировать дaнные, делaть вывoды»

Функциoнальная грaмотность помoгает людям использовать запас имеющейся информaции, применять еe на практике и рeшать сложные жизненныe задaчи. Она основывается на реальной грамотности людeй и ширoте их знaний о мире, помогает мыcлить незaвисимо и делать собственные вывoды обо всем, что происхoдит вoкруг

27.10.2023

Информация для педагогов и всех заинтересованных лиц ❗

свернуть

Формирование функциональной грамотности обучающихся в области «Коммуникация на государственных языках (белорусский язык, русский язык)» в системе языкового и литературного образования

Волочко Анна Михайловна, главный научный сотрудник лаборатории гуманитарного образования Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор
развернуть

ФУНКЦЫЯНАЛЬНАЯ ГРАМАТНАСЦЬ

 

    Одна из важнейших задач современного образования — формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и способен использовать знания для решения различных вопросов в разных сферах жизнедеятельности. К числу основных составляющих функциональной грамотности относится коммуникативная грамотность. Навыки коммуникации на государственном (родном, иностранном) языках выступают в качестве универсальной компетентности, поскольку язык — это важнейшее средство общения, познания, воздействия.

Обобщение научного и мирового образовательного опыта показывает, что те или иные формы коммуникативного образования практикуются во многих странах, хотя подходы к изучению и осмыслению коммуникации в них достаточно разнообразны. Вместе с тем, коммуникация, навыки коммуникации (коммуникативные навыки), общение на родном и иностранном языках признаются необходимым компонентом современного образования. При этом, например, в Республике Корея обучение навыкам коммуникации преду­смотрено также программой социальных наук (область «Обществознание»); в содержание учебного предмета «Математика» включена «коммуникация с использованием данных», в состав учебного предмета «Музыка» входят «коммуникативные навыки», учебного предмета «Изобразительное искусство» — «коммуникация визуальными средствами» [1].

Функциональная грамотность в области коммуникации на государственных языках направлена на формирование готовности обучающихся к осуществлению вербального и невербального общения с соблюдением этических и моральных норм речевого общения и сотрудничества и предусматривает:

усвоение знаний о роли языка в жизни человека и общества; о языке как национальном феномене и национальном достоянии народа; о языковой и речевой нормах белорусского (русского) языка, культуре речи и коммуникативных качествах речи; правилах и условиях эффективного речевого общения; освоение умений/навыков использования языковых и речевых средств белорусского (русского) языка в соответствии с целью и задачами коммуникации; владения монологической и диалогической формами речи, всеми видами речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо) во всех сферах их применения; грамотного изложения мыслей (устно и письменно) в ситуации двуязычия; понимания отличий белорусской и русской культур и правильного речевого поведения в диалоге культур приобретение необходимого опыта деятельности: владение литературными нормами языка (белорусского, русского) для осуществления процесса коммуникации и культурой речевого общения в различных сферах и ситуациях; способность и реальная готовность к общению на государственных (белорусском/русском) языках в соответствии с его целью, сферой и ситуацией; готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; способность осознанно варьировать языковое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; умелое использование двуязычия в зависимости от конкретной речевой ситуации.

Функциональная грамотность в области коммуникации на государственных языках ориентирует личность на такие ценности, как использование выразительных языковых и речевых средств в разных условиях и ситуациях общения; соблюдение этических и моральных норм речевого общения и сотрудничества; культура речевого общения в различных сферах и ситуациях, а также способствует формированию речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) в определённых последовательно­ временных отношениях на основе общеязыкового материала и с помощью специальных упражнений». При этом место каждого вида речевой деятельности определяется целью конкретных учебных занятий и необходимостью задействовать один/два/три или все четыре вида речевой деятельности одновременно.

Успешное и осознанное владение государственным (белорусским, русским) языком служит базой для развития универсальных (метапредметных) компетенций учащихся. Навыки коммуникации находят отражение в каждой предметной области. Раскроем компоненты (универсальные составляющие) функциональной грамотности применительно к учебным предметам «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература» (таблица).

 

       Таблица. — Компоненты (универсальные составляющие) функциональной грамотности применительно к учебным предметам «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература»

 

Универсальные составляющие

Белорусский язык, русский язык

Белорусская литература, русская литература

Критическое мышление

·   Опознание, наблюдение изучаемого языкового явления, извлечение его из текста;

·   формулирование вопросов к предложенному тексту, требующих аргументированных ответов;

·   создание текстов ­рассуждений (на заданную тему);

·   синтез и анализ с целью обобщения признаков, характеристик языковых явлений;

·   анализ текста с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

·   сопоставление  информации  из

двух и более источников, вычленение нового и уже известного;

·   оценка чужих и собственных речевых высказываний разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам со- временного белорусского/русского литературного языка

·   Анализ текстов с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной инфор­мации;

·   создание устных и письменных

высказываний с учётом адресности;

·   аргументация собственной позиции в устном высказывании;

·   анализ  использования  речевых

средств для достижения определённых целей в письменных текстах;

·   оценка противоречивой информации, формулирование собственного мнения по этому вопросу;

·   создание полемического текста с использованием системы аргументации

Продолжение таблицы

 

Универсальные составляющие

Белорусский язык, русский язык

Белорусская литература, русская литература

Креативность

·   Переработка и трансформация текста с использованием синонимов (лексических, синтаксических, стилистических);

·   перевод текста с русского языка

на белорусский, выявление языковых особенностей/перевод текстов с одного языка на другой и обрат- но, выявление расхождений;

·   написание текста по предложенным началу или концовке, обоснование своего варианта;

·   редактирование письменного тек-

ста с целью исправления речевых ошибок или более точной передачи смысла;

·   создание  вторичных  текстов  с использованием разных видов переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация)

·   Преобразование текста из одного типа в другой;

·   пересказ текста с помощью синонимов/антонимов (без использования слов автора);

·   составление вероятного продолжения текста;

·   творческий пересказ текста;

·   редактирование текста в зависимости от предполагаемой аудитории; стилистическое редактирование текста;

·   перевод устного высказывания в

письменный текст;

·   создание вторичных текстов (конспект, реферат, отзыв, рецензия и т. д.);

·   преобразование текста определён­ного речевого жанра в другой;

·   создание альтернативных финалов и сюжетных линий литературных произведений

Коммуникация

·   Участие в беседе, дискуссии, диспуте (диалоге и полилоге);

·   создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-­научной, социально­-культурной и деловой сферах общения;

·   осуществление продуктивного взаимодействия в ситуациях учебного и социокультурного общения;

·   оценка своего участия в коммуникативной деятельности и само- коррекция на этой основе;

·   выступление перед аудиторией

сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-­научную тему

·   Анализ средств «коммуникации» читателя с автором в эпосе, лирике и драме;

·   конструирование диалогов между

авторами одного/разных поколений;

·   выявление в художественных тек- стах образов, тем и проблем, выражение своего отношения к теме, проблеме текста в развёрнутых устных и письменных высказываниях;

·   создание рефлексивных текстов

(дневниковых записей, постов в социальных сетях и др.)

Кооперация

·   Создание совместных речевых продуктов (рассказ, учебное сообщение и т. д.);

·   выполнение проектных работ, в

том числе межпредметного характера

·   Создание и представление текстовых презентаций;

·   создание совместных речевых продуктов (рекламы, буклета, инструкции, карты путешественника, блога и т. д.);

Продолжение таблицы

 

Универсальные составляющие

Белорусский язык, русский язык

Белорусская литература, русская литература

 

 

·   выполнение проектных работ в сфере языка, литературы и ис­кусства

Эмоциональный интеллект

·   Выражение согласия или несогласия с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

·   уместное использование стилистически окрашенных и эмоционально­оценочных слов;

·   знание и использование выразительных возможностей языка;

·   владение правилами корректного

речевого поведения в ходе диалога;

·   адекватное выражение чувств и эмоций в письменной и устной коммуникации

·   Анализ использования автором средств эмоционализации высказывания;

·   выявление единиц языка с национально-­культурным компонентом значения в произведениях устно- го народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах, их уместное использование в собственной речи;

·   использование языковых средств воздействия на адресата;

·   распознавание эмоций, понимание чувств и эмоций других людей в литературных произведениях;

·   индивидуальная  интерпретация

лирических произведений

Социальный интеллект

·   Правильное восприятие, интерпретация речи собеседника в разных речевых ситуациях и при различном стилистическом окраши­вании;

·   прогнозирование возможных ре- акций на своё речевое поведение, действия и суждения других людей;

·   эффективное использование государственного (белорусского/русско- го) языка в сфере познания, культуры и социальных взаимоотношений;

·   активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

·   умение действовать в соответствии с условиями ситуации меж- культурного общения;

·   владение вербальными и невер­бальными средствами социального поведения; избегание проблем межличностного общения

·   Оценка поступков героев литературных произведений с точки зрения общечеловеческих моральных норм;

·   составление схем взаимоотношений персонажей эпических и драматических произведений;

·   сопоставление произведений русской и родной литератур, выявление их общности и национального свое­образия;

·   иллюстрирование художественных текстов документами эпохи

 

 

Универсальные составляющие

Белорусский язык, русский язык

Белорусская литература, русская литература

Устойчивое развитие личности

·   Соблюдение норм речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно­научной и официально­деловой сферах общения;

·   решение проблем межличностного общения в ситуации двуязычия (перевод с одного языка на другой с использованием вербальных и не- вербальных средств, преодоление затруднений в общении)

·   Осмысление системы ценностей (добра, общения, природы, красоты и гармонии, истины, семьи, труда и творчества, гражданственности и патриотизма) через знакомство с художественными произведениями;

·   оценка содержания прочитанного

с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

·   соотнесение своей системы ценностей с системой ценностей, декларируемых автором художественного произведения

 

В учебных предметах языкового и литературного образования через универсальные составляющие функциональной грамотности находят своё отражение такие коммуникативные навыки общения на государственных (белорусском, русском) языках, как:

·    критическое мышление (включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выводам, заключениям, способность давать оценки в процессе общения);

·    креативность (способность личности к использованию оригинальных, нестандартных приёмов и средств выражения мысли);

·    коммуникация (процесс речевого вза­имодействия между людьми или группами людей с целью передачи или обмена информацией в устной и письменной форме с помощью вербальных и невербальных средств общения);

·    кооперация (целенаправленная, значимая для субъектов совместная речевая

деятельность, приводящая к достижению общих целей и результата);

·     эмоциональный интеллект (способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные; управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях осуществления эффективной коммуникации);

·     социальный интеллект (способность понимать речевое поведение другого человека, своё собственное поведение; действовать в соответствии с конкретной речевой ситуацией и задачами коммуникации);

·     устойчивость личности (одно из ведущих личностных качеств, выражающее отношение человека к себе как самостоятельному, независимому и активному субъекту при речевом взаимодействии с окружающим миром).

Развитию навыков коммуникации на государственных (белорусском, русском) языках способствует общение. В процессе

 

изучения учебных предметов «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература» преобладает устное общение, организованное в форме обсуждения, беседы и т. п. между учащимися и учителем или между учащимися. Такая деятельность направлена на развитие не только коммуникативных навыков, но и мышления обучающихся.

Наиболее продуктивной формой общения выступает диалог. Именно он актуализирует социальную сущность языка, его коммуникативно-­развивающую функцию, в процессе которой «вырабатываются навыки совместной работы в группе, диаде, а также осознание логики и последовательности рассуждений»  При этом диалог может представлять собой не только один из приёмов обучения, но и принцип образования, способствующий развитию навыков коммуникации. В таком случае он рассматривается как «совместный поиск ответов на вопросы, решений проблем и ситуаций, открытие новых знаний и оценивание старых, сравнивание их с уже усвоенными знаниями» 

Диалогическое общение лежит в основе беседы, диспута, спора, дискуссии, полемики, дебатов, прений, интервью и др. В настоящее время одной из важнейших форм образовательной деятельности в системе языкового и литературного образования, стимулирующей инициативность учащихся, развитие коммуникативных навыков, рефлексивного мышления, является дискуссия. В отличие от обсуждения, беседы как обмена мнениями — это обсуждение­ спор, столкновение точек зрения, позиций и т. д. В ходе дискуссии учащиеся оказываются в ситуации, когда у них актуализируется по- требность что­либо высказать, выяснить, доказать, поделиться своими мыслями с другими участниками, убедить их в своей правоте. Всё это содействует развитию коммуникативных умений и навыков, речемыслительной деятельности учащихся. Они овладевают такими эле- ментами общения, как умения выразить своё мнение и обосновать его, применяя и группируя разнообразные аргументы (например, в виде прямого и обратного доказательства); в нужный момент согла- ситься с мнением собеседника (оппонента) или опровергнуть его; целенаправ- ленно слушать и задавать уточняющие вопросы, соблюдать культуру речевого общения, а также умело использовать речевые средства для ввода в текст аргументов, обоснования, согласия или возражения, уточнения; пунктуационно и интонационно выделять вопросительные и восклицательные конструкции, случаи цитирования и т. п.

Таким образом, обучение навыкам коммуникации (коммуникативным навыкам), общению на родном и иностранном языках характерно для современного об- разования любой страны мира, посколь- ку предполагает формирование готов- ности обучающихся к осуществлению вербального и невербального общения с соблюдением этических и моральных норм речевого общения и сотрудниче- ства в устной и письменной форме. При этом навыки коммуникации на государ- ственных (белорусском, русском) языках являются основной универсальной ком- петентностью, поскольку язык — это важнейшее средство общения, познания и воздействия.

Литература

  1. Универсальные компетентности и новая грамотность : от лозунгов к реальности / под ред. : М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина ; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки ; Нац. исслед. ун­т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472 c.
  2. Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова [и др.]. — М. : Русский язык, 1990. — 270 с.
  3. Зимняя, И. А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / И. А. Зимняя, Р. П. Не- манова, Л. В. Петропавлова // Русский язык за рубежом. — — № 5. — С. 56—62.
  4. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий : теория и практика : монография / Е. В. Коро- таева. — М.­Берлин : Директ­Медиа, 2014. — 164 с.
  5. Якубовская, В. Диалог в процессе обучения / В. Якубовская, А. Калечиц // Философия и социальные науки. — — № 1. — С. 76—81.

 

Материал поступил в редакцию 02.08.2022.

 
   

 

 

 

 

 

 

свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Тематический библиографический список
развернуть

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тематический библиографический список

Глобальные изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования. В настоящее время перед нашим обществом стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности.

Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в учреждении образования и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность представляет собой интегральное качество личности, которое включает в себя математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативные качества личности. На данный момент не существует определенной методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации обучения позволяет достичь оптимально продуктивного результата.

Представленный список литературы включает книги и статьи по теме за 2018–2023 гг., а также отдельные издания более раннего периода, не потерявшие актуальности. Материал расположен в алфавите авторов и заглавий.

1.         Атемаскина, Ю. В.

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через организацию культурных практик / Ю. В. Атемаскина, Е. В. Кобрысева // Дошк. педагогика. – 2022. – № 2. – С. 30–33.

2.         Ахметов, М. А.

Из опыта формирования функциональной грамотности / М. А. Ахметов, А. В. Осипова // Химия в шк. – 2021. – № 10. – С. 35–39.

3.         Беликова, А. И.

Глоссарий финансовых терминов как электронный ресурс для повышения финансовой грамотности лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью / А. И. Беликова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. –№ 8. – С. 34–40.

4.         Блинов, Д. М.

Развитие функциональной грамотности у обучающихся на уроке информатики при построении компьютерных моделей с помощью табличных процессоров / Д. М. Блинов // Информатика в шк. – 2022. – № 4. – С. 81–85.

6.         Борщевская, Е. В.

Потенциал учебного предмета «Биология» в формировании функциональной грамотности обучающихся в области здоровьесбережения / Е. В. Борщевская // Весн. адукацыі. – 2022. –№ 10. – С. 26–30.

7.         Буйко Н. В.

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы в учебном процессе : магистра по специальности : 1–08 80 02 / Н. В. Буйко. – Минск, 2023. – 147 с.

9.         Валочка, Г.

Фарміраванне функцыянальнай (камунікатыўнай) пісьменнасці вучняў сродкамі моўнай і літаратурнай адукацыі: дыдактычны патэнцыял сучасных вучэбных дапаможнікаў / Г. Валочка // Род. слова. – 2022. – № 9. – С. 84–88.

10.     Ванина, Э. В.

Социальный портрет выпускника школы: материалы для историко- обществоведческого образования / Э. В. Ванина // Преподавание истории в шк. – 2021. – № 3. – С. 74–78.

11.     Ветошкина, Е. С.

PISA-Башня: попытка классификации задач по математике по уровню сложности / Е. С. Ветошкина, С. П. Хэкало // Математика в шк. – 2022. – № 3. – С. 27–38.

12.     Ветошкина, Е. С.

Тесты на проверку сформированности функциональной математической грамотности школьников / Е. С. Ветошкина, С. П. Хэкало // Математика в шк. – 2021. – № 6. – С. 38–52.

13.     Волочко, А. М.

Формирование функциональной грамотности обучающихся в области «Коммуникация на государственных языках (белорусский язык, русский язык)» в системе языкового и литературного образования / А. М. Волочко // Весн. адукацыі. – 2022. – № 8. –С. 50–58.

14.     Гавронская, Ю. Ю.

Тренды современного образования: цифровизация, эдьютейнмент и функциональная грамотность / Ю. Ю. Гавронская // Химия в шк. – 2022. – № 1. – С. 17–21.

16.     Гин, С. И.

Технология многомерного чтения как инструмент формирования

функциональной грамотности младших школьников / С. И. Гин // Весн. адукацыі. – 2022. – № 12. – С. 39–47.

17.     Голицына, И. Н.

Формирование функциональной грамотности в цифровой образовательной среде / И. Н. Голицына // Шк. технологии. – 2022. – № 6. – С. 19–25.

18.     Голованова, О. Б.

Конструирование заданий по формированию естественно-научной грамотности обучающихся / О. Б. Голованова, А. Н. Чевычелов, О. В. Заворина // География в шк. – 2022. – № 5. – С. 38–45.

19.     Головачев, С.

Хрупкая антихрупкость: [может ли образование причинить вред] / С. Головачев // Директор шк. – 2023. – № 2. – С. 35–45.

20.     Гордеева, И. В.

Подготовка будущих учителей к формированию функциональной грамотности обучающихся / И. В. Гордеева // Вес. БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2022. – № 1. – С. 28–32.

24.     Гулецкая, Е. А.

Функциональная грамотность младшего школьника: интегративные компоненты / Е. А. Гулецкая, Т. А. Ковальчук // Весн. адукацыі. – 2021. – № 10. – С. 36–46.

25.     Давидовская, Г. Э.

Формирование функциональной грамотности в области искусства в процессе изучения учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» / Г. Э. Давидовская // Весн. адукацыі. – 2022. – № 7. – С. 22–31.

26.     Данченко, С. П.

Школьный курс ОБЖ: новые стандарты, старые проблемы / С. П. Данченко, Г. А. Костецкая // Педагогика. – 2022. – № 10. – С. 65– 73.

27.     Демидович, С. Н.

Приемы и методы формирования социально-трудовых компетенций на уроках обществоведения, IX–XI классы / С. Н. Демидович // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2018. – № 6. – С. 41–46.

28.     Жлудова, Н. С.

Формирование функциональной грамотности у старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью : автореф. дис.канд. пед.наук : 13.00.03 / Н. С. Жлудова ; Нац. ин-т образования. – Минск, 2016. – 28 с.

29.     Жук, А. И.

Организация научно-педагогических исследований по проблеме формирования функциональной грамотности и компетенций / А. И. Жук // Выш. шк. – 2022. – № 4. – С. 3–7.

30.     Жук, О. Л.

Видеоэкскурсия как средство социокультурного развития обучающегося в условиях полихудожественной среды / О. Л. Жук// Вес. БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2021. – № 3. – С. 6–12.

31.     Жук, О. Л.

Модель готовности будущего учителя к формированию функциональной грамотности учащихся / О. Л. Жук // Вес. БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2022. – № 2. – С. 6–13.

32.     Жук, О. Л.

Функциональная грамотность младших школьников: сущность и условия формирования в образовательном процессе / О. Л. Жук, Н. В. Буйко // Адукацыя і выхаванне. – 2022. – № 9. – С. 6–18.

33.     Залозных, О. В.

Из опыта формирования читательской грамотности / О. В. Залозных // Химия в шк. – 2022. – № 9. – С. 24–27.

 

34.     Ибрагимова, Г. Ф.

Речевое развитие как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников / Г. Ф. Ибрагимова, А. В. Макаренко // Нач. шк. – 2022. – № 10. – С. 35–37.

35.     Иващенко, Л. Н.

Задания для развития функциональной грамотности / Л. Н. Иващенко // Химия в шк. – 2022. – № 2. – С. 38–42.

36.     Князева, Н. К.

Формирование навыков коммуникации и кооперации у младших школьников при создании анимации на уроках математики / Н. К. Князева // Информатика в шк. – 2022. – № 3. – С. 83–90.

37.     Кобачевская, С. М.

Функциональная грамотность педагога искусства: теоретические основы и содержательные компоненты / С. М. Кобачевская // Адукацыя і выхаванне. – 2023. – № 1. – С. 42–47.

38.     Корзюк, А. А.

Особенности требований к образовательным результатам, отражающим готовность будущих педагогов к формированию функциональной грамотности учащихся / А. А. Корзюк // Весн. адукацыі. – 2022. – № 5. – С. 13–20 ; № 6. – С. 5–12.

39.     Корзюк, А.

Подготовка учителей истории к формированию функциональной грамотности обучающихся: проект компетентностной модели и требования к образовательным результатам / А. Корзюк // Беларус. гіст. часоп. – 2022. – № 11. – С. 38–44.

40.     Косенюк, Р.

Теоретико-методические основания формирования основ функциональной грамотности у воспитанников учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования / Р. Косенюк, Н. Старжынская // Пралеска. – 2022. – № 8. – С. 18–29.

41.     Косенюк, Р.

Теоретические основы разработки содержания и организации проектной деятельности, направленной на формирование основ функциональной грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет при реализации образовательной программы дошкольного образования / Р. Косенюк, М. Мельникова // Пралеска. – 2022. – № 12. – С. 3–8.

42.     Косенюк, Р.

Формирование основ функциональной грамотности воспитанников в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования: состояние и перспективы / Р. Косенюк // Пралеска. – 2021. – № 12. – С. 3–7.

43.     Костюкович, Н. В.

Теоретико-методические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе проектной деятельности при изучении учебных предметов математического и естественнонаучного образования / Н. В. Костюкович, Т. Н. Канашевич, В. Н. Синькевич // Весн. адукацыі. – 2022. – № 6. – С. 13–24.

44.     Куликовских, Д. А.

Формирование функциональной грамотности будущего педагога искусства : дис.    магистра по специальности : 1–08 80 02 / Д. А. Куликовских. – Минск, 2023. – 101 с.

45.     Куницкая, О. С.

Модернизация подготовки специалистов социальной сферы к формированию функциональной грамотности обучающихся / О. С. Куницкая, Е. К. Погодина, Е. В. Гришкевич // Нар. асвета. – 2022. – № 10. – С. 3–6.

46.     Куницкая, О. С.

Опыт формирования функциональной грамотности обучающихся в зарубежных странах / О. С. Куницкая, Е. К. Погодина, Е. В. Гришкевич // Социальная и психолого-педагогическая поддержка родительства: опыт, проблемы, перспективы : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8 дек. 2021 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В. В. Мартынова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2022. – С. 271–277.

47.     Куницкая, О. С.

Социальная грамотность как интегративный компонент функциональной грамотности обучающихся / О. С. Куницкая, Е. К. Погодина, Е. В. Гришкевич // Нар. асвета. – 2022. – № 6. – С. 3–5.

 

48.     Куницкая, О. С.

Формирование функциональной грамотности обучающихся: анализ мирового опыта / О. С. Куницкая, Е. К. Погодина, Е. В. Гришкевич // Нар. асвета. – 2022. – № 4. – С. 3–6.

49.     Макаров, Ю. Б.

От предметных знаний к функциональной грамотности / Ю. Б. Макаров // Химия в шк. – 2022. – № 8. – С. 26–32.

50.     Малин, А. Г.

Об условиях развития естественно-научной грамотности / А. Г. Малин // Химия в шк. – 2022. – № 6. – С. 30–35.

51.     Маслова, Н. Н.

Теория и практика формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания / Н. Н. Маслова, Г. В. Калабухова // Пед. образование и наука. – 2020. – № 4. – С. 155– 160.

52.     Мукосей, О. М.

Дошкольное образование в Ирландии / О. М. Мукосей // Весн. адукацыі. – 2022. – № 5. – С. 38–45.

53.     Мурадян, Г. Н.

Проблемы формирования читательской грамотности в средней школе и возможные пути их решения на уроках истории / Г. Н. Мурадян // Преподавание истории в шк. – 2022. – № 10. – С. 10–16.

54.     Муштавинская., И. В.

Читательская грамотность и смысловое чтение: современный контекст / И. В. Муштавинская // Шк. технологии. – 2021. – № 2. – С. 99–103.

55.     Назарова, Т. С.

Дидактика функциональной грамотности в контексте теории самоорганизации: состояние и перспективы / Т. С. Назарова // Педагогика. – 2019. – № 1. – С. 3–12.

56.     Назарова, Т. С.

Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика. – 2017. –

№ 10. – С. 14–24.

57.     Независимая оценка сформированности отдельных цифровых навыков обучающихся общеобразовательных организаций:

подходы и результаты / И. П. Половина [и др.] // Информатика и образование. – 2021. – № 8. – С. 31–39.

58.     Новикова, Р. А.

О формировании функциональной грамотности при решении расчетных задач / Р. А. Новикова // Химия в шк. – 2022. – № 10. – С. 15–18.

59.     Новолодская, Е. Г.

Организация исследовательской деятельности обучающихся в рамках экологического мониторинга: к вопросу о развитии естественно-научной грамотности / Е. Г. Новолодская // Шк. технологии. – 2022. – № 6. – С. 67–76.

60.     Новолодская, Е. Г.

Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира / Е. Г. Новолодская // Нач. шк. – 2022. –

№ 12. – С. 52–57.

61.     Пасечник, В. В.

Цифровые технологии в организации обучения в основной общеобразовательной школе / В. В. Пасечник // Пед. образование и наука. – 2021. – № 3. – С. 9–16.

62.     Петрова, Е. Б.

Формирование функциональной грамотности обучающихся в ходе выполнения проектных работ по астрономии / Е. Б. Петрова, М. Ю. Королев // Физика в шк. – 2021. – № 6. – С. 20–30.

63.     Пирютко, О. Н.

Специфика компетенций, отражающих готовность учителей математики к формированию функциональной грамотности / О. Н. Пирютко, И. Н. Гуло // Вес. БДПУ. Сер. 3, Фізіка. Матэматыка.

Інфарматыка. Біялогія. Геаграфія. – 2022. – № 4. – С. 16–22.

64.     Пичугин, С. С.

Педагогические приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках математики / С. С. Пичугин // Шк. технологии. – 2021. – № 3. – С. 54–66.

65.     Пичугин, С. С.

Формирование функциональной грамотности на уроках математики / С. С. Пичугин // Нач. шк. – 2022. – № 1. – С. 38–46.

 

66.     Пичугин, С. С.

Читательская грамотность как MODUS VIVENDI современного педагога: вектор движения от нормативного к выдающемуся / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Шк. технологии. – 2023. – № 1. – С. 105– 115.

68.     Полонников, А. А.

Функциональная грамотность школьников в условиях изменения семиозиса культуры / А. А. Полонников, Н. Д. Корчалова, Д. Ю. Король // Вес. БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2021. – № 2. – С. 35–39.

69.     Представления педагогов о психолого-педагогических условиях формирования функциональной грамотности у обучающихся / М. Ф. Бакунович [и др.] // Адукацыя і выхаванне. – 2022. – № 4. – С. 51–58.

70.     Протасевич, Е. Б.

Диагностика и приемы развития мышления в контексте формирования функциональной грамотности учащихся / Е. Б. Протасевич // Адукацыя і выхаванне. – 2022. – № 4. – С. 31–39.

71.     Прохорова, А. А.

Лингвоцифровая компетенция как ключевой компонент функциональной грамотности / А. А. Прохорова, К. Э. Безукладников, В. К. Безукладников // Иностр. яз. в шк. – 2023. –№ 1. – С. 15–22.

72.     Рождественская, Р. Л.

Компетентностно-ориентированные задания в развитии языковой функциональной грамотности школьников / Р. Л. Рождественская, И. А. Фатова // Нач. шк. – 2023. – № 2. – С. 50–53.

73.     Рослова, Л. О.

Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать / Л. О. Рослова // Педагогика. – 2018. – № 10. – С. 48–56.

 

74.     Русецкий, В. Ф.

Формирование функциональной грамотности как научная и образовательная проблема / В. Ф. Русецкий, О. В. Зеленко // Весн. адукацыі. – 2020. – № 9. – С. 15–22 ; № 10. – С. 5–13; № 11. – С. 5–13.

75.     Сайко, Ю. С.

Формирование естественнонаучной грамотности школьников в музейном образовательном пространстве / Ю. С. Сайко // Физика в шк. – 2021. – № 6. – С. 50–56.

76.     Свирина, Н. М.

Теория и практика использования современных образовательных технологий и предметных методик для формирования читательской грамотности / Н. М. Свирина, И. В. Муштавинская // Шк. технологии. – 2022. – № 6. – С. 7–18.

77.     Серых, Л. В.

Подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников / Л. В. Серых, Л. В. Шинкарева, И. В. Шиянова // Нач. шк. – 2023. – № 2. – С. 46–49.

78.     Сиренко, С. Н.

Модернизация подготовки будущих учителей на основе принципов междисциплинарного взаимодействия и опережающего образования / С. Н. Сиренко // Адукацыя і выхаванне. – 2021. –№ 8. – С. 58–68.

79.     Скворцова, И. Ю.

Формирования функциональной грамотности и глобальных компетенций посредством игрового обучения / И. Ю. Скворцова // Иностр. яз. в шк. – 2023. – № 1. – С. 37–44.

80.     Смирнова, Е. Ю.

«В поисках» функциональной грамотности: понятийная рамка и воплощение в учебном тексте / Е. Ю. Смирнова // Весн. адукацыі. – 2022. – № 2. – С. 30–38.

81.     Смирнова, Н. Е.

Формируем функциональную грамотность. Цифровой инструмент в действии / Н. Е. Смирнова // География в шк. – 2023. – № 1. – С. 35–39.

82.     Спирин, С. В.

Проблема формирования функциональной грамотности в области радиоэкологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста: теоретический аспект / С. В. Спирин // Весн. Магілеўс. дзярж. ун-та імя А. А. Куляшова. Сер. С, Псіхол.-пед. навукі (педагогіка, псіхалогія). – 2022. – № 2. – С. 27–32.

83.     Сталович, Т.

Формирование функциональной грамотности с использованием различных источников на уроках истории: британский опыт / Т. Сталович // Беларус. гіст. часоп. – 2021. – № 9. – С. 40–44.

84.     Старченко, В. Н.

Функциональная грамотность как ориентир реформирования систем образования / В. Н. Старченко, А. Н. Сергеенко // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е, Пед. науки. – 2022. – № 13. – С. 7–11.

85.     Стрелова, О.

Конструирование заданий по формированию читательской грамотности в обучении истории: научно-методические подходы / О. Стрелова // Беларус. гіст. часоп. – 2022. – № 11. – С. 45–55.

86.     Суслов, В. Г.

Формирование функциональной грамотности учащихся – актуальная проблема школьного географического образования / В. Г. Суслов // География в шк. – 2021. – № 7. – С. 40–44.

87.     Таможняя, Е. А.

Совершенствование методики обучения географии в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся / Е. А. Таможняя, Е. А. Беловолова // География в шк. – 2022. – № 5. – С. 29–37 ; № 6. – С. 38–44.

88.     Тарасевич, А. И.

Функциональная грамотность младших школьников / А. И. Тарасевич // Упр. соврем. шк. Завуч. – 2022. – № 2. – С. 108–121.

89.     Твердохлебова, И. П.

Функциональная грамотность как фактор успешной деятельности выпускника школы в меняющемся мире / И. П. Твердохлебова // Иностр. яз. в шк. – 2023. – № 1. – С. 2–5.

90.     Темушев, С. Н.

Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся в разных странах и регионах мира в процессе обучения истории / С. Н. Темушев // Весн. адукацыі. – 2022. – № 2. – С. 39–49 ; № 3. – С. 19–25 ; № 4. – С. 36–42.

91.     Темушев, С. Н.

Потенциал учебных предметов историко-обществоведческого образования в формировании у обучающихся экологической грамотности / С. Н. Темушев // Весн. адукацыі. – 2022. – № 11. – С. 23–31.

92.     Тимофеева, Л. Л.

Модель формирования культуры безопасности у младших школьников / Л. Л. Тимофеева // Высш. образование сегодня. – 2021. – № 9–10. – С. 74–81.

93.  Трушников, Д. Ю.

Онлайн-педагогика: технологии, методы и приемы / Д. Ю. Трушников, Н. Г. Ионина // Химия в шк. – 2022. – № 7. – С. 17–22.

94. Тумашева, О. В.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики: размышления о новых целевых ориентирах / О. В. Тумашева // Математика в шк. – 2021. – № 5. – С. 8–13.

95.     Функциональная грамотность в историко-обществоведческом образовании: особенности формирования в разных странах и регионах мира / А. А. Корзюк [и др.] // Беларус. гіст. часоп. – 2021. – № 9. – С. 33–39.

96.    Функциональная грамотность: новое понятие или хорошо забытое старое? / Л. А. Громова [и др.] // Шк. технологии. – 2021. – № 4. – С. 3–9.

97. Хитрюк, В. В.

Подготовка педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся в контексте принципа инклюзии в образовании / В. В. Хитрюк // Адукацыя і выхаванне. – 2022. – № 4. – С. 23–30.

98. Хуторский, А. В.

Что такое функциональная грамотность? / А. В. Хуторский // Нар. образование. – 2023. – № 1. – С. 57–64.

99. Шевлякова-Борзенко, И. Л.

Внутришкольный мониторинг качества образования:перспективные направления развития / И. Л. Шевлякова- Борзенко // Весн. адукацыі. – 2021. – № 5. – С. 5–15.

100. Шеститко, И. В.

Практико-ориентированное обучение: от знания к функциональной грамотности / И. В. Шеститко // Нар. асвета. – 2021. – № 4. – С. 26– 29.

101. Яблонская, О. В.

Визуальные источники в формировании функциональной грамотности школьников: анализ «Смолянок» художника Д. Г. Левицкого / О. В. Яблонская // Преподавание истории в шк. – 2021. – № 10. – С. 7–13.

 

свернуть
Ещё в этом разделе