РМО учителей трудового обучения

План заседания районного методического объединения учителей трудового обучения, черчения и искусства (отечественная и мировая художественная культура)

развернуть

 

 

                                                         План заседания

 районного методического объединения учителей трудового обучения, черчения и искусства (отечественная и мировая художественная культура)

Тема: Система универсальных учебных действий, определяющих развитие личности и познавательной сферы учащихся в образовательном процессе обучения учебным предметам.

 

Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей трудового обучения, черчения, искусства по использованию системы универсальных учебных действий, определяющих развитие личности и познавательной сферы учащихся в образовательном процессе обучения учебным предметам

 

Задачи:

  • актуализировать теоретические знания и профессиональные  компетенции педагогов по использованию в образовательном процессе современных методов, приемов и технологий, обеспечивающих продуктивную деятельность учащихся;
  • способствовать повышению эффективности методического сопровождения работы с высокомотивированными учащимися для обеспечения реализации их потенциальных способностей
  • способствовать использованию методических приемов по организации самостоятельной проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

 

Дата проведения: 4 декабря  2020 года

Начало: 14.30

Форма проведения: методический диалог

Ссылка для участия в конференции:

https://meet.naveksoft.com/РМОтрудобучения2020

 

План работы

Регистрация участников заседания районного методического объединения учителей трудового обучения, черчения, искусства (отечественная и мировая художественная культура)

 

Знакомство с планом работы районного методического объединения

Садовская  А.А., руководитель РМО учителей трудового обучения, черчения и искусства(отечественная

и мировая художественная культура).

 

Практический блок

Видеоурок обслуживающего труда в VII классе по теме «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия»

Жамойдина М.В., учитель обслуживающего труда ГУО «Першайский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Видеоурок технического труда в V классе по теме «Выпиливание лобзиком»

Артишевский М.Г., учитель технического труда ГУО «Першайский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Самоанализ, анализ уроков

Жамойдина М.В., Артишевский М.Г. учителя трудового обучения ГУО «Першайский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Участники заседания районного методического объединения

 

Научно-методический блок

1.Внедрение в образовательный процесс современных методов, приемов и технологий, обеспечивающих продуктивную деятельность учащихся на учебных занятиях по трудовому обучению.

Лукашик Наталья Алексеевна, учитель обслуживающего труда ГУО «Раковская средняя школа»

  1. Организация самостоятельной проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности при изучении трудового обучения.

Садовская Анна Александровна, учитель обслуживающего труда ГУО «Средняя школа №2 г.Вололжина»

  1. Внедрение в образовательный процесс современных методов, приемов и технологий, обеспечивающих продуктивную деятельность учащихся на учебных занятиях по отечественной и мировой художественной культуре.

Рубан Лариса Иосифовна, учитель искусства (отечественная и мировая художественная культура) ГУО «Вишневский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

  1. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей при изучении учебного материала по черчению для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Колоскова Елена Валерьевна, учитель черчения ГУО «Яршевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Руководители районного методического

объединения учителей                                                           А.А.Садовская

трудового обучения, черчения 

и искусства(отечественная

и мировая художественная культура).                                  А.А. Кербедь

 

 

 

 

 

свернуть

РМО учителей трудового обучения

развернуть

 

https://cloud.mail.ru/public/3s8c/3FKagj8TF

Першайский УПК урок обслуживающего труда Жамойдина М.В.

 

Реализация внутрипредметных и межпредметных  связей при изучении учебного материала по черчению для активизации учебно- познавательной деятельности учащихся

Колоскова Елена Валерьевна, учитель черчения

ГУО «Яршевичский учебно – педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

 

       Для того чтобы человек мог чувствовать себя комфортно в современном обществе, ему необходимо обладать определенными знаниями в области общеобразовательных предметов; знать общепринятые правила поведения и корректировать его в соответствии с этими правилами и ситуацией; уметь использовать информационную среду для решения задач; обладать умением переноса навыков и умений, полученных в одной сфере на использование их в другой. Эти качества не появляются в структуре личности сами по себе, их необходимо целенаправленно формировать. Решению этих проблем способствует межпредметная и внутрипредметная интеграция в образовании.

В школьном возрасте стремление узнать как можно больше об окружающем мире, как правило, ярко выражено. Черчение обладает уникальной возможностью не оставлять равнодушным к себе ни одного учащегося, т. к. учебник нового поколения предлагает большое разнообразие тем.

     Использование межпредметных и внутрипредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя черчения. Требуются знания содержания программ и учебных пособий по таким учебным предметам, как «Математика», «Геометрия», «История», «Русская литература», «Искусство». Эти предметы обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность к интеграции зависит от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании интегрированного учебного занятия. Прежде всего, анализируется уровень подготовленности учащихся конкретного класса. Порой успешное изучение обучающимися одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции, так как это способствует повышению уровня обучения.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.

     В Яршевичском детском саду-средней школе практикуется посещение открытых уроков и взаимопосещение уроков. Различные режимы и формы работы позволяют любому учащемуся найти свое место в выполнении заданий и почувствовать свою значимость. Используемый учебный материал других предметов позволяет каждому обучающемуся работать в таком режиме, чтобы чувствовать себя комфортно. Приобретенный опыт переносится на другие предметы и другие области жизни.

     Изучение черчения совместно с предметами других циклов вызывает необходимость и расширяет возможность доступа к ресурсам интернета.

     Общее в преподавании черчения и геометрии опирается на традиции, исторически сложившиеся в процессе обучения этим двум предметам. В объяснительной записке к программе по математике говорится, что целью изучения геометрии является ознакомление со свойствами фигур на плоскости, развитие пространственных представлений и пространственного воображения. Одновременно с этим должны приобретаться практические навыки и умения, куда относится и умение выполнять измерения и решать различные геометрические задачи практического характера. Эти же задачи, наряду с другими, решаются и в курсе черчения; необходимость связи в

преподавании данных предметов обусловливается еще и тем, что и в геометрии, и в черчении школьники обучаются выполнению чертежей, что является задачей подготовки учащихся к практической деятельности. Кроме того, геометрия дает теоретические основы для черчения, а навыки построения, получаемые в процессе обучения по черчению, используются на уроках геометрии.

     Комплексность подачи учебного материала раздвигает рамки урока, превращает интегрирование в процесс, соединяющий воедино обучение, воспитание и развитие. Урок любой формы и любого типа может быть построен как интегрированный (внутрипредметная интеграция), где интеграция понимается как способ решения учебной задачи, способ действия на уроке с целью создания устойчивого интереса к предмету. Это ярко просматривается при изучении таких тем как «Віды графічных відарысаў» (мастацтва, геаграфія), «Правілы афармлення чарцяжоў”, “Лініі чарцяжа” (русский язык), «Дзяленне адрэзка на роўныя часткі”, “Пабудова і дзяленне вуглоў” (геаметрыя).

     Используется индивидуальная работа с учащимися. При объяснении нового материала привлекается обучающийся, проявляющий повышенный интерес к предмету и обладающий более глубокими знаниями интегрируемого предмета. Таким является Луцкий Никита. Он готовит сообщение. Например, «Спосабы пабудовы спалучэння» (дарожная сетка).

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителем и учащимися интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные.

     Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает на творческое отношение к своей деятельности, формирует у участников образовательного процесса потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.

     Таким образом, проведение учебных занятий с использованием межпредметных и внутрипредметных связей позволяет увеличить объём изучаемого материала; усилить мотивацию к обучению; обеспечить самоконтроль учащихся; закрепить знания и умения в процессе изучения материала; дать большую самостоятельность; развивать логические способности, познавательную деятельность учащихся и формировать эстетическую культуру.

 

Внедрение в образовательный процесс современных методов, приемов и технологий, обеспечивающих продуктивную деятельность учащихся на учебных занятиях по отечественной и мировой художественной культуре

Рубан Лариса Иосифовна,

учитель искусства (отечественная и мировая художественная культура) ГУО «Вишневский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа»

 

Модернизация образования неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие методы, приемы и

педагогические технологии, которые бы смогли обеспечить продуктивную деятельность учащихся на учебных занятиях.

Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.

Часто у учащихся положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении предмета они испытывают значительные трудности.

Поэтому проблема мотивации учащихся с помощью современных методов, приемов и технологий актуальна в настоящее время.

Для учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», как и для других учебных предметов художественно-эстетической направленности, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу учащихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, – важнейшая задача учителя.

Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения, современные образовательные технологии.

Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

  • включение учащихся в коллективные формы деятельности;
  • привлечение к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
  • сотрудничество учащегося и учителя, совместная учебная деятельность;
  • создание творческой атмосферы;
  • занимательность изложения учебного материала.

Поэтому на уроках искусства (отечественная и мировая художественная культура) я ставлю перед собой следующие задачи:

  • прививать интерес к отечественной и мировой художественной культуре;
  • помочь учащимся поверить, что они самые талантливые, способные;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • учить видеть прекрасное вокруг себя, восторгаться им.

Для того чтобы решить задачи я использую в своей деятельности следующие методики и технологии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Интерактивные технологии и методики;
  3. Нетрадиционные уроки.

1.Информационные технологии являются новым средством художественно-творческого развития учащихся.

В своей практике использую:

  1. Урок с мультимедийной поддержкой – использую готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации.
  2. Урок, когда ученики создают интерактивные презентации с использованием анимации, слайд-шоу, используют интернет-ресурсы при подготовке докладов и сообщений.

    Преимущества использования ИКТ:

  • обеспечивает наглядность и пробуждает интерес учащихся;
  • делает процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий художественных образцов, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран)
  • выявляет творческие способности учащихся при составлении презентаций и т.д.

     2.Интерактивные технологии и методики.

     Для интерактивного воздействия я использую проектный метод обучения.

Проектирование – создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

     Ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует обучающихся на создание образовательного продукта, а не на простое изучение конкретной темы.

Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему.

     Структура проекта включает:

  • определение темы, цели, задач и актуальности проекта;
  • научно-методическое обоснование проекта;
  • ожидаемые результаты проекта;
  • механизмы выполнения проекта, исполнители, взаимодействия между ними;
  • программа выполнения работ по проекту (описание этапов, используемых методов и способов решения, планируемые сроки выполнения).

     Применение технологии личностно – ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всей образовательной деятельности, вся образовательная деятельность строится на основе этого главного положения. Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа.

     Интерактивное обучение можно осуществлять в парах, в микрогруппах, в малых группах, поскольку создается атмосфера сотрудничества, развития коммуникативных качеств, предусматривается совместное решение проблем.

Так, например, на уроке искусства (отечественная и мировая художественная культура) в 9 классе по теме «Экспрессионизм и сюрреализм: искусство будущего», я организовала работу учащихся в малых группах: «журналисты», «искусствоведы», «историки» - каждая из которых получает свое задание.

     Учитель. Рассмотрите картину норвежского художника Эдварда Мунка «Крик»

     Что вы на ней видите? На переднем плане? На заднем? Какие краски преобладают на этой картине? Как вы думаете, что хотел выразить художник?

     После бесед выход заранее подготовленных групп («искусствоведы», «историки»)

  • «искусствоведы» делают анализ картины.
  • «историки» – рассказывают о создании этой картины.
  • «журналисты» – представляют себя на месте журналистов, которые оказались на презентации этой картины художником. Какие вопросы вы бы задали Эдварду Мунку.

     Таким образом, происходит процесс взаимообучения.

     3.Нетрадиционные уроки.

     В своей практике использую нестандартные уроки: ролевая игра, урок с групповой формой работы, урок-практикум, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-путешествие.

     Применяю интерактивные приемы: Самостоятельно – «Микрофон»; в паре – «Карусель»; в группах – «Общий проект», «Синтез идей»; весь класс – «Мозговой штурм», «Обучая, учусь», «Кластер».

     Применение современных методов, приемов, педагогических технологий обеспечивают продуктивную деятельность учащихся на учебных занятиях по искусству (отечественной и мировой художественной культуре). Чаще всего мы стараемся найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой темы. Это оправдано, если ребенок заинтересовался темой, то это станет стимулом для последующих уроков. Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес учащегося нужно поддерживать на каждом уроке.

Организация самостоятельной проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности при изучении трудового обучения

Садовская Анна Александроана,

учитель обслуживаыющего труда

ГУО «Средняя школа №2 г.Воложина» 

В современном учебно-воспитательном процессе помимо основных задач обучения все чаще и чаще выдвигается, в качестве приоритетных, проблема развития творческих способностей, познавательного интереса, креативного мышления учащихся, способствующих формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Работая больше двадцати лет учителем изобразительного искусства и семь лет учителем трудового обучения, пришла к выводу, что раскрывает неповторимую индивидуальность, воспитывает художественный вкус и познавательную активность, а также учит детей работать самостоятельно именно работа над проектами.

Во время работы над  проектами у каждого ребёнка есть возможность проявить свои умения, показать неповторимость своего изделия и технику его изготовления, активизируя при этом  индивидуальные способности.

Происходящие в современном мире изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

     Главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика следующие: что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь обучающемуся максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит,  к творчеству? Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты, которым в обучении трудового обучения отводится важное место. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя. Научить учащихся решать самостоятельно комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности- стала одной из самых важных задач в моей педагогической деятельности.

Работать с детьми начинаю с начальных классов. Учащиеся с удовольствием посещают объединение по интересам «Этюд», где знакомятся с новыми техниками изобразительного искусства. На занятиях постоянно создаю ситуацию успеха. Это способствует развитию фантазии, воображения, формирует интерес к творческой деятельности.  Попробовав, младшие школьники увлекаются её настолько, что впоследствии исследовать, наблюдать, творить становится привычкой.

Постепенно на занятиях осваиваем разные виды декоративно-прикладного искусства. Младшие школьники на занятии по интересам рисуют, лепят, клеят, шьют. Их работы постоянно украшают школьные выставки. Провожу беседы о народных мастерах декоративно -прикладного искусства, знакомлю с декоративным искусством родного края. Также периодически посещаем школьный музей,  выставки декоративно-прикладного искусства в городском музее, объединение народных мастеров «Скарбница».

Ознакомив  учащихся с декоративно-прикладным искусством родного края, я стараюсь дать им определённую сумму знаний по истории развития различных видов народного искусства, характерных художественных традициях. Потом на эти знания, как на стержень, нанизываются события, факты, размышления, связанные с деятельностью людей. Возникающие ассоциации вызывают у детей удивление, восхищение и желание узнать обо всём этом как можно больше. На этом этапе и появляются новые темы для творческих проектов.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности

Технологию процесса работы над проектом с учениками я  разделяю на  этапы:

  • планирование;
  • исследование;
  • этап обобщения информации;
  • этап представления полученных результатов работы над проектом.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это прежде всего обмен мнениями и согласование интересов учащихся, выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний.

Далее ученики выдвигают свои идеи. Я в свою очередь  по возможности воздерживаюсь от комментариев, записываю на доске идеи, направление работы по мере их высказывания и слежу, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих.

Важнейшая задача на данном этапе – создание проектных групп, которые будут выполнять части общего проекта. Для успешной работы группы важно сплочение её участников. Ученики в проектных группах уточняют исходную информацию, обсуждают тему, формулируют задачи, выбирают и обосновывают свои критерии успеха, определяют способы взаимодействия, график работы, прогнозируют конечный результат.

Затем следует этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта. Ищет и собирает информацию полученную из специальной литературы, интернета. Также практикуется обмен информацией с другими учащимися, учителями, родителями. Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Моя задача  – помочь группе определить эти критерии. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

Я  слежу за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта, оказываю группам необходимую помощь. Также обобщаю промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе. Я  обеспечиваю, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования.

Следующим этапом  осуществляются анализ и обобщение полученной информации.

Учащиеся систематизируют полученные данные, объединяют в единое целое полученную информацию, выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

В данном процессе мне необходимо проследить за правильностью оформления проекта. Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации. И на этом этапе необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал.

 На  этапе представление проекта, учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата. Обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности.  Моя задача  – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения, научить их конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. В работе  над проектом  основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

Важным результатом проводимой работы считаю: умение учеников ориентироваться в  информационном поле, формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности, стремление учащихся к творческому решению поставленных задач.

Я сама с интересом изучаю историю родного города и  стараюсь привить любовь к родному краю, его культуре, истории  своим ученикам через проектную деятельность. Это и  обуславливает выбор тем, непосредственно связанных с воложинской землей.

Моими учащимися были разработаны проекты:

  • «Беларуская хата на прысмакі багата». «Пра што расказваюць узоры (асаблівасці сімволікі арнамента Валожынскага раёна). 
  • Участие в республиканском конкурсе проектно-исследовательских работ учащихся. «Беларуская народная цацка».  «Саламяная лялька ў валожынскім строі»,  «Декоративные промыслы воложинского района». 

Учащиеся с интересом работали над проектами: «Декоративные подушки», «Утульная хатка», «Времена года».

Работая над проектом, учащиеся не только приобретают новые навыки работы с материалом, но и учатся находить новые, нестандартные решения. Учащиеся используют известный  им материал в новой интерпретации, познают ранее неизвестные им техники работы, знакомятся с историей и культурой родного края.

 Естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной,  укрепляется чувство социальной ответственности, возникают доверительные отношения между родителем и ребёнком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть