РМО учителей иностранного языка

Основные принципы построения системы оценивания

22.02.2021
Орешко Елена Павловна, учитель английского    языка ГУО «Ивенецкая средняя школа»
развернуть

 

        Основные принципы построения системы оценивания

Безусловно, процесс оценивания можно назвать главным инструментом в управлении качеством образования в школе. Система оценивания выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора и призвана помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. 

Ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала.

Как же организовать правильно процесс оценивания, чтобы он выполнял все возложенные на него функции? Какие методы и методические приемы использовать при этом? Как правильно поставить отметку, и в каком случае она не нужна? В этих и других вопросах необходимо разобраться каждому учителю.

 

Основные требования к системе оценивания

 Основные требования к системе оценивания можно сформулировать следующим образом. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:

 -устанавливать, что знают и понимают учащиеся на иностранном языке

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении  планируемых результатов освоения программ

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

 

В результате, все участники образовательно процесса должны иметь возможность получить информацию, которая позволяет 

-учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,

-родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,

-учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, о прогрессе и достижениях учащихся.

 

Принципы построения системы оценивания

 

            Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ основного образования принципов.

  1. Оценивание является постоянным процессом.
  2. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, которые соответствуют учебным целям.
  3. Оценивать с помощью отметки можно только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  4. Оценивать можно только то, чему учат.
  5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известныи педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  6. 6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Нормативные документы, регулирующие контрольно-оценочную деятельность

  1. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утверждённых приказом Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 №674, основанных на десятибалльной системе оценивания, введённой Министерством образования ещё в 2002 году.
  2. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждённые Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 20.06.2011 №38.
  3. Учебные программы по предметам.
  4. Образовательные стандарты, утвержденные Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 №125.

Прежде всего это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, которая была введена МО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся были выделены   пять уровней усвоения учебного материала.

1-2  – низкий уровень;

3-4  – удовлетворительный;

5-6  – средний;

7-8 – достаточный;

9-10  – высокий.

Первый уровень (низкий) — действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).

Второй уровень (удовлетворительный) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.

Третий уровень (средний) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.

Четвертый уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень (высокий) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

 Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся.

Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.

Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо;

отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.

Согласно нормативному документу:

Оценка – развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.

Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения.

Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.

Отметка – результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. 

А что же такое контроль? Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;

Какие же основные виды контроля различают: текущий, периодический (промежуточный)  и итоговый.

Текущий контроль – подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой  учебного  предмета.

Периодический контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.

Итоговый контроль – производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую ступень обучения.

 Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Для осуществления контроля используются методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся.

К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах,  дидактические тесты,  сочинения, самостоятельные работы, рефераты и другие методы и средства контроля.

 

Образовательная функция

Сущность: Использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся Реализация:

·         осуществление оперативной обратной связи;

·         самооценка, саморегуляция собственной деятельности учащихся, взаимооценка, взаимоконтроль;

·         цель урока, отражает дифференцированный подход к обучению

·         выделение типичных ошибок

·         комментирование отметок (по «Нормам…»),

·         использование различных форм контроля.

·         создание ситуаций для повышения мотивации учения

Контролирующая функция

Сущность: Объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся Реализация:

·         Качественная проверка(соответствие требованиям программы, уровню) выполненных во время урока заданий

·         Качественное ведение рабочих тетрадей, проверка домашних заданий (соответствие отметки нормам оценивания).

·         Систематичность контроля, своевременность обработки информации и доведения её до сведения обучаемых, использование данных для построения урока.

·         Грамотное составление и содержание разноуровневых заданий.

·         Использование различных видов контроля;

·         Включение учащихся в оценочную деятельность;

·         Аттестация учащихся.

Диагностическая функция

Сущность: Анализ, оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной деятельности Реализация:

·         Ранжирование вопросов, заданий, дидактических тестов, других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности;

·         Анализ учебных достижений каждого ученика с целью дальнейшей коррекции его учебной деятельности.

Стимулирующая функция

Сущность: установление динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом. Реализация:

·         объяснение критериев оценки;

·         разумные требования;

·         принцип открытых перспектив (можно исправить свою отметку);

·         вселение успеха (при контроле движение от простого к сложному);

·         частота контроля (чем чаще контроль, тем эффективнее управление);

·         оценка (вербальная) положительных достижений коллектива вообще и отдельных учащихся индивидуально, заключается в феномене положительного оценивания «вложенного труда»

Социальная функция

Сущность: дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся, учёт их индивидуальных возможностей и потребностей. Предполагает, что способствует достижению определенного уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства. Реализация:

·         оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков;

·         дифференцированный и индивидуальный подход к оценке процесса и результатов учебной деятельной ученика;

·         объективная оценка учебных достижений учащихся

·         реализация возможных мер подхода к слабоуспевающим;

·         работа с одарёнными и способными учащимися.

·         создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от оценивания ученика;

·         укрепление статуса ученика в образовательном пространстве и социуме.

      Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Ведь оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее

 Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.

Памятка учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности

1

Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.

2

Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.

3

Объективная и систематическая оценка (и отметка) стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.

4

При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.

Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы,  охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

5

Отметки выставляются за:

·         устные ответы при индивидуальной проверке,

·         при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,

·         за исправления, дополнения ответов другими учащимися,

·         за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

6

Что проверять?

·         Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.

·         Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.

·         При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания

7

Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу,   указывать, почему поставлена та или иная отметка.

8

Отметка обязательно комментируется.   При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание

9

Учитель обязан заранее объяснять критерии отметок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.

10

При анализе ответа учитель определяет:

·         все ли изложил ученик,

·         сколько ошибок было, какие это были ошибки,

·         какие были сделаны неточности,

·         правильно ли понят учебный материал,

·         умеет ли объяснять связи и зависимости,

·         умеет ли выделять главное,

·         оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,

·         логично, последовательно излагать материал.

·         насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,

·         нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.

11

Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.

12

Недопустимо снижение оценки  и   выставление   неудовлетворительной  отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради.

13

Проверка имеет  обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.

14

Обучающие, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теорети­ческие знания на практике, а не просто воспроизводить материал.

15

Проверка имеет  обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля,  формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

16

 Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики са­мостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материа­ла.

17

Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письмен­ной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за за­дание в рабочей тетради с регламентируемым "Инструктивно-методическим письмом» объёмом работы.

18

Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.   

19

Не забывайте о стиму­лирующей функции 10-балльной системы, старайтесь  отметить нестан­дартные способы решения, положительные достижения ребят.

20

 Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.

21

Важно   поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным работам,  к необъективным отметкам за четверть, год.  

22

При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение

23

Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание.

24

Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего зада­ния и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

Памятка по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Нельзя выставлять отрицательную отметку:

1.По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.

2.Всю первую четверть во всех классах в начале изучения  нового предмета.

3.Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.

4.В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.

5.На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.

6.В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.

7.На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.

8.Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.

9.Если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная отметка по данному предмету.

10.При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

Учителю следует помнить, что формы, приемы и методы контроля должны быть гибкими и вариативными.  Правильно организованная работа по контролю за знаниями и умениями никогда не вызовет  у учащихся негативной реакции, она станет стимулом  к углублению знаний, к совершенствованию умений, к видению роста своих достижений. В настоящее время перед учителем стоит задача развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».

Заключение

Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе  и  оставит равнодушным.

 

 

свернуть

Контрольно-оценочная деятельность  на уроках иностранного языка

22.02.2021
Казеко Татьяна Ивановна, учитель немецкого языка ГУО "Саковщинский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа им.В.А.Коваленко"
развернуть

 

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы   остаются сложнейшими педагогическими проблемами.

 Основные нормативные документы регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать и умело применять знания на практике. Прежде всего, это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования.

В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам.

Прежде всего уточним понятия: «Оценка» и «Отметка», т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание. В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. Согласно толковым словарям , слова оценка и отметка не являются синонимами:

Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо;  отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика. Согласно нормативному документу, «оценка» –развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося». Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.. Отметка – это результат процесса оценивания, его условно формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

Смысл комментирования отметок заключается, во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

Контроль –процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами.

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.

Текущий контроль подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.

Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий.

Периодический контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.

Периодический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Назначение (функция) периодического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний , закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени –четверть, полугодие, год. Итоговый контроль производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.

Методы контроля – это способы, с помощью которых можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся:

индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, собеседования, дидактические тесты, диктанты и т.д.

Цели контроля:

  • определение качества усвоения учащимися учебного материала,уровня владения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой;
  • создание условий для включения учащихся в активную деятельность;
  • обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтрол; формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле;
  • воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна. Образовательная функция: использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся. Контролирующая функция: объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся. Диагностическая функция: анализ, оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной деятельности. Стимулирующая функция: установление динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности.

Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля и оценки знаний , но и внедрять современные формы, такие как ,например:

 -активная оценка;

 -портфолио;

 -рефлексия;

Активная оценка – стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и радоваться им, видеть неудачи и устранять пробелы, овладевать процедурами оценки, управлять собственным учением.

Портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений, коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях. Это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.

Рефлексия – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого:

Можно назвать следующие технологии рефлексий:

-« Рефлексивный круг». Все участники взаимодействия садятся в круг.

Педагог задает алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном

состоянии по ходу урока и в его конце; что нового вы узнали, чему

научились; как вы оцениваете свое участие в уроке;

-« Мини-сочинение». Возможные темы: «Я – в уроке, урок – во мне»;

- «Ключевое слово». Выясняется, с чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т. д.;

- «Зарядка». Оценка деятельности или ее компонентов производится с помощью условных движений;

- «Анкета-газета». Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей.

Умелое владение учителем различными формами контроля и оценки знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.

Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим. В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

свернуть

Памятка по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности

22.02.2021
развернуть

Памятка по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности

свернуть

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках иностранного языка

22.02.2021
Методический бюллетень
развернуть

Активная оценка

22.02.2021
Методический бюллетень
развернуть

Использование метода активной оценки в контрольно-оценочной деятельности на уроках иностранного языка

22.02.2021
Гражуль Екатерина Ивановна  учитель английского языка  ГУО «»Средняя школа №1 г. Воложина»
развернуть

Глубочайшим свойством

человеческой натуры

является страстное стремление людей

У. Джеймс

В традиционном обучении оценка и отметка тем выше, чем ближе образовательный продукт ученика к заданному содержанию, способу, правилу. В технологичном обучении «чем больше научно и культурно значимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка результативности его образования». В личностно-ориентированной модели обучения функции контроля те же, что и в первых двух моделях. Однако носителем этих функций является в первую очередь сам учащийся, поскольку он является субъектом образовательного процесса.

Личностно-ориентированный подход в оценочной деятельности субъектов образовательного процесса может быть существенно усилен посредством активной оценки (АО).

Активную оценку можно определить как стратегию обучения, в рамках которой учащиеся имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и радоваться им),  неудачи (и устранять пробелы); овладевать процедурами оценки и взаимной оценки, управлять собственным учением; которая вовлекает родителей в контрольно-оценочную деятельность. Польские педагоги сформулировали правила организации обучения с активной оценкой:

  1. При планировании урока Я всегда определяю критерии оценки его результативности.
  2. Я всегда знакомлю учащихся с этими критериями.
  3. Я даю учащимся возможность обратной связи.
  4. Я учу учащихся ответственности за их учение.
  5. Я предоставляю учащимся возможность оценки и самооценки.
  6. Я оцениваю работу учащихся только после их самооценки.
  7. Я даю учащимся возможность улучшить свою работу и показываю им, как это можно сделать.
  8. Я верю в возможности учащихся и демонстрирую им мои большие ожидания.
  9. Я получаю от учащихся информацию о том, хорошо ли я их обучаю.
  10. Я сообщаю родителям о прогрессе его ребенка, вооружаю их критериями оценки.
  11. Я создаю атмосферу сотрудничества, а не соревнования.

АО необходима чтобы:

  • учителя получали большую отдачу от процесса обучения;
  • вместо конкуренции на урок пришло сотрудничество;
  • индивидуализация стала фактом, а не только желанием;
  • ученики работали более эффективно и осознанно;
  • родители поддерживали процесс обучения.

Идеи  АО:

  • заинтересованность помогает обучению
  • вопросы к ученикам служат стимулом к знаниям
  • ученики несут ответственность за собственное обучение
  • -ученик полноправный участник процесса обучения
  • ученик получает подробную информацию про свои учебные успехи
  • взаимопомощь между учениками помогает обучению
  • ученик сам планирует своё обучение.

Элементы АО:

  1. Ключевые вопросы
  2. Техника задавания вопросов и реагирование на ответы учащихся
  3. Доведение до учеников целей урока
  4. Определение критериев достижения цели - «НА-ШТО-БУ-З-У»
  5. Обратная информация от учителя
  6. Взаимооценка – обратная информация от другого ученика
  7. Самооценка

Познакомимся подробнее с основными элементами АО:

Первый элемент – ключевые вопросы. Мы с удовольствием учимся тому, что нас интересует, что нас интригует, что необходимо для достижения цели. Мы стремимся понять и запомнить то, что нам интересно. Ключевые вопросы – это именно такой элемент АО. Не каждый вопрос можно назвать ключевым. На уроке мы обычно задаём много вопросов, чтобы проверить знания учащихся, стимулировать рассуждение, привлечь внимание к материалу, вызвать дискуссию. Ключевые вопросы отличаются тем, что одновременно выполняют несколько функций:

  • пробуждают интерес
  • подстёгивают к размышлению
  • втягивают и мотивируют
  • плотно связаны с целью урока или даже с серией занятий
  • ускоряют достижение целей урока

Когда учитель ставит ключевой вопрос, он тем самым дает обещание, что ответ будет найден на данном уроке или на одном из последующих занятий. Возможен вариант, когда учащиеся индивидуально или в парах сами обдумывают тему урока, и предлагают ключевой вопрос.

Необходимо отметить, что ключевые вопросы не обязательно должны иметь черты вопроса.  Это может быть проблема, гипотеза, загадка, тезис, ситуация, рисунок или снимок, коллаж и даже поведение учителя.

Например:

6/7 класс Тема «Достопримечательности Беларуси». Вопрос: «Стоит ли иностранным туристам посещать Беларусь»

8 класс Тема «Праздники». Вопрос : «Совпадают ли праздники Великобритании и Беларуси»

11 класс Тема «Загрязнение окружающей среды» Вопрос: «Какая страна в мире является наиболее загрязнённой / чистой»

Следующий элемент АО - техника задавания вопросов и реагирование на ответы учащихся.

Рассмотрим 4 аспекта.

Первый – время на обдумывание ответа. Исследования показали, что учителя ждут ответа от ученика 0,9 секунды. Это кажется невероятным, но…. Чаще всего мы задаём вопросы таким образом: «Ваня, где живут пингвины?» или (по тексту) «Какие книги любит Лиз?» - и надеемся, что Ваня ответит сразу же. Что происходит в этой ситуации с группой  и Ваней? Когда Ваня не имеет проблем с учёбой и достаточно смелый, он отвечает. Остальные ученики, зная, что Ваня ответит, не станут даже задумываться над ответом. Если же Ваня – не смелый, не знает ответа, то с той минуты, как он услышал своё имя, он чувствует страх и беспокойство, сосредотачивается на том, сможет ли он ответить, продумывает, ЧТО хочет  услышать учитель и КАК отреагирует класс, если он ошибётся. Такая постановка вопросов не помогает ни обучению, ни мышлению. Предложенная в АО тактика задавания вопросов опирается на то, чтобы сначала задать вопрос, потом оставить время на раздумье (времени оставлять соизмеримо вопросу) и только тогда выбрать ученика, который должен дать ответ.

Второй аспект, связанный с вопросами в АО – введение принципа неподнимания руки. Чаще всего на уроке работают активные дети, а скромные сидят. Принцип неподнимания руки рекомендует учителю подготовить листочки с именами учащихся и вытягивать их по истечении времени, отведённого на вопрос. Это помогает учителю лучше контролировать, насколько равномерно он опрашивает всех учеников. Здесь ещё можно добавить, что когда учитель вытягивает имя отвечающего – это вносит в урок элемент лотереи – игры и улучшает атмосферу на уроке, сделает её более непринужденной и благоприятной для обучения.

Третий аспект – реакция на ошибку ученика. Ясно, что услышав ошибку, мы расстроены. У нас возникают мысли, что он меня плохо слушал, был невнимательным или другая мысль – я плохо объяснил материал. А ведь на самом деле ошибок не допускает тот, кто ничего не делает! Ошибочный ответ ученика свидетельствует о том, что он имеет проблему по данной теме или же наши объяснения были недостаточными или непонятными. Однако, и учитель имеет право на ошибку. Все ученики разные и один способ объяснения может подходить к одним ученикам, но не подходить к другим. В АО учитель должен спокойно исправить ученика. А его неправильный ответ можно вынести на ключевой вопрос следующего урока, если он связан с изучением дальнейшего материала.

И четвёртый аспект вопросов в АО наиболее благоприятный для обучения – поиск ответа в парах. Пары лучше подбирать сильный – слабый. Тогда они смогут выбрать правильный ответ или если слабый не знал, то сильный его научит и даст возможность ответа ему. Таким образом, можно сделать вывод:  В АО есть определённая последовательность задавания вопросов.

  • Вопрос
  • Время на обдумывание
  • Выбор ученика, который будет отвечать

Ошибки, связанные с задаванием вопросов:

  • Не конкретная формулировка вопросов
  • Учитель задает однотипные вопросы
  • Учитель не может прокомментировать ошибочные ответы учащихся
  • Учитель задает вопросы только для узкой группы сильнейших учащихся
  • Учитель не дает учащимся времени на обдумывание ответа
  • Учитель сам отвечает на поставленный вопрос, чтобы продемонстрировать правильный ответ

Следующий элемент АО - доведение до учеников целей урока.

Как сказал Сенека: «Если ты не знаешь, куда плывешь, ни один ветер не будет для тебя попутным».

  • Во-первых, для того чтобы включить учащихся в оценочную деятельность, чтобы ученики определенно знали, что они будут усваивать, что будет проверяться, чему они научились, а чему пока нет, чтобы учащимся и учителю было ясно, над чем работать дальше, необходимо в цели определять предполагаемые результаты – перечень умений и знаний, которыми планируется к окончанию урока будут владеть ученики.
  • Во-вторых, цель должна быть доведена до учащихся на понятном и доступном для них языке (или вовлечение учеников в самоопределение на личный вполне конкретный результат)

Цель должна быть: конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, ограниченная во времени.

Повторить, ознакомить, сформировать – это план действий учителя, а не цели для учащихся, на таком уроке учитель ориентирован на себя, а то насколько материал будет усвоен учащимися,  его не волнует. Цель учащимся должна быть представлена или «выращена» вместе с ними.

Т.о. триединая цель остается, но на уроке она не озвучивается. Цель должна носить диагностический характер, желательно, чтобы она была записана на доске, чтобы можно было в течение урока оценить, что мы уже знаем и умеем и над чем будем работать дальше.

Например:

- рассказать / описать своего домашнего питомца (количество предложений указывается в соответствии с требованиями Программы);

- объяснить почему этот человек является твоим лучшим другом;

- разработать туристический маршрут по родному городу / Беларуси / стране изучаемого языка;

- доказать, что знание иностранного необходимо современному успешному человеку и т.д.

Наиважнейшим элементом АО, который непрерывно связан с целями и образовывает мостик к обратной информации является критерии достижения цели, так называемый «НаШтоБузу» Эти критерии выявляют, была ли и насколько достигнута цель.

При оценке деятельности учащихся и ее результатов  учителя критерии успеха, критерии успешного выполнения заданий, критерии продуктивной работы на уроке и при выполнении домашних заданий, свои ожидания от учеников  иногда называют одним словом – акронимом “НаШтоБуЗу” (па-беларуску: на што буду звяртаць увагу). “НаШтоБуЗу” является мощным инструментом обратной связи, который обеспечивает у учащихся  высокий уровень учебной мотивации, делает “правила игры” определенными,  содержание контроля открытым, а не засекреченным.

Самим учителем или учащимися (учителем совместно с учащимися) определяется, на что следует обращать внимание, что оценивать  в процессе работы и по ее завершении. Это те моменты в уроке, на которые ученик должен обратить особое внимание для достижения цели.

Озвучивание, демонстрация или выработка критериев происходит сразу после объявления темы и цели занятия, в начале  изучения большой темы, при предъявлении домашнего задания и т.п. Список критериев может быть написан на доске или получен на листочке  бумаги каждым учащимся. Их ученики вклеивают в тетрадь, и родители дома могут проконтролировать, как ребёнок усвоил материал. Нужно отметить, что родители  вместо того, чтобы спрашивать «Что ты сегодня получил?» при работе с АО задают другой вопрос «Чему ты сегодня научился?» или «Про что новое узнал?».

 

“НаШтоБуЗу” в отношении работы учеников в группе может быть, например, таким. Учитель говорит, что  при выполнении детьми того или иного задания  он будет обращать внимание на следующее: как много новых слов / фактов / предложений употребили учащиеся, как распределили роли (родители, дети, психолог, представители нескольких профессий Ролевая игра «Кем быть?»); следовали ли требованиям к выполнению ролевых функций; все ли были активны; насколько разнообразные и убедительные аргументы они привели в пользу своего решения и  др. Применение “НаШтоБуЗу” обеспечивает  усиление обучающих целей и ускоряет их достижение, побуждает учащихся к поиску ответов на вопросы,  мотивирует их на деятельность, на собственные суждения и их обоснования.

Метод Активной оценки реализуется на основе обеспечения обратной связи (ОС). Обратная связь - отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме (ЧТО СДЕЛАНОхорошо, а ЧТО и КАК МОЖНО ІСПРАВІТЬ). При оценивании работ в АО, ошибки не исправляются, а подчёркиваются и ребёнку даётся время на их исправление и осознание. Замечания могут быть приняты или аргументировано опровергнуты. Отметки выставляются в конце изучения каждого раздела.

Например: мини-тест (8-10 предложений) на контроль употребления временных форм глагола to be в the Present Continuous Tense:

НаШтоБуЗу:

- прочитай / повтори правило на стр. …(схему в словарике);

- заполни пропуски формами глагола am / is / are (не пользуясь правилом / схемой);

- проверь работу, консультируясь с правилом (схемой);

Стратегия активной оценки предлагает использование такой схемы оценивания:

«+» - положительное в деятельности. (Мне было приятно читать твою работу. Ты выполнил(а) тест хорошо. Ты знаешь правило).

«–» - «слабые места» в деятельности. (Ты допустил(а)несколько ошибок. Можно указать конкретные предложения / абзацы с ошибками).

« ↑  » - совет, как устранить проблемы, например какой учебник можно использовать, карточка с дополнительными заданиями. Перечитай правило.

«Δ» – на что необходимо обратить внимание. Найди подлежащие, исправь ошибки и снова сдай работу.

Обратную связь не обязательно должен делать учитель. Её автором может стать и другой ученик. Задача учителя - подготовить класс к использованию взаимооценки. Ученики должны знать принципы обратной связи и помнить, что проговаривая её, они обращаются к критериям успеха («НаШтоБузу»). Детей необходимо учить, как правильно осуществлять взаимооценку. Мы должны помнить, что обратная связь - не оценка учащегося, а оценка очередных результатов его работы.

 

 

Взаимооценка происходит по следующим принципам:

  • мы критикуем не личность, а только её работу;
  • мы руководствуемся критериями «наштобузу», а не своим видением проблемы;
  • мы уважаем личность;
  • мы пытаемся понять другого человека;
  • мы культурно высказываем свои замечания

И ещё один человек может дать ребёнку обратную информацию. Это он сам! Самооценка базируется на том, что ученик с помощью образца или учителя проверяет свою работу, а затем оценивает, что он усвоил, а где есть проблемы. Самооценка это результат самопроверки. Если ребёнок отлично умеет себя оценить, то он не боится подойти к учителю с просьбой, чтобы тот предложил дополнительный материал для усвоения проблемной для ребёнка темы. Самооценка - обратная связь самому себе!

Ученик:

  • формулирует: «что я знаю, умею, могу!»
  • определяет: « над чем я должен ещё поработать!»
  • планирует: «каким образом я преодолею трудности!»

Обратная связь может быть организована с использованием некоторых приёмов. Например,

Субъекты

Способы органи­зации

Ученик ^ учитель

Светофор: во вре­мя объяснения учителем матери­ала, ученики сиг­нализируют кар­точками разного цвета (понимаю, знаю - зеленый цвет; сомнева­юсь - желтый; не знаю - красный).

Итоговые вопро­сы.

Анкетирование учеников.

Комментарий работы ученика

Ученик ^ ученик

Взаимооценка:

- устный или письменный ком­ментарий во время работы в па­рах или группах.

Например:

Иван (не) был (очень) активен. Он (не) допускал много / мало ошибок. Его речь была беглой.

- проверка рабо­ты соседа по пар­те

Ученик ^ самому себе

Самооценка во время проверки собственной ра­боты (классной или домашней, теста или само­стоятельной ра­боты.

Например:

На уроке я всё /не всё понимал.

Мне было сложно / легко / интересно вставлять слова, задавать /отвечать на вопросы и т.п.

Теперь я знаю / могу рассказать о … , что …

Оценочный лист (усвоения темы на уроке, эффектив- ности работы на уроке)

Дневник (поэ­тапная оценка выполнения ин­дивидуального плана учеником)

Родители ^ уче­ник

Ученик ^ родите­ли ученика

Учитель ^ роди­тели ученика

Родители ученика ^ учитель

Совместная ра­бота родителей, детей и учителя:

- во время выпол­нения домашнего задания по ком­ментарию учите­ля;

- встреча ученик-учитель- роди­тели;

- анкетирование родителей.

 

Самооценка, обратная связь, коррекция должна идти пошагово на всех этапах урока.

 

 

 

  

 

 

свернуть